База (архитектура)


Ба́за (фр. base, из др.-греч. βάσις — основание, шаг, стопа, от др.-греч. βαίνω — ступаю)[2] — основание, подножие столба, колонны, пилястры. Составная часть архитектурного ордера. База опирается непосредственно на опорную плиту цоколя (стереобата) — стилобат.

В древнеегипетской и крито-микенской архитектуре базой колонн служила простая круглая плита. В греко-дорическом ордере такая база имеется в храме Зевса (храме Гигантов) в Акраганте (510—480 гг. до н. э.) и в колоннах наоса храма Деметры в Элевсине (530 г. до н. э.). В дорическом ордере последующих периодов, по заключению О. Шуази, круглая профилированная база появляется только в виде исключения, вероятно, в подражание ионийскому ордеру[3].

По канону Витрувия дорийская колонна не имеет базы. В ордерной архитектурной композиции других греческих и римских ордеров база — обязательная часть колонны. Как и прочие части ордера, база имеет трёхчастное деление: плинт, вал (торус) и трохилус (выкружка, вогнутый профиль в четверть окружности). Такая структура может варьироваться, например база колонны ионического ордера или аттическая база имеют два торуса с асимметричной выкружкой (скоцией) между ними [4].

Малоазийская база имеет ещё более сложный профиль. В поздней, эллинистической и римской архитектуре торус базы декорировали резным орнаментом «плетёнки». Римляне усложняли аттическую базу угловыми грифами и устанавливали колонны вместе с базами на высокие пьедесталы, что усиливало презентативность и декоративность всей композиции постройки. В самом пышном коринфском или в композитном ордере малоазийские и римские строители использовали узорчатый плинт с рельефным орнаментом, он называется тойхобат (др.-греч. τοιχος — стена, борт и др.-греч. βαίνω — ступаю). На таких плинтах установлены коринфские полуколонны наоса храма Афины Алеи в Тегее (370—360 гг. до н. э.). Другое название сложнопрофилированной базы колонн ионического и коринфского ордеров — спейра, или спира (лат. spira из др.-греч. σπειρα — извив, изгиб, кручёная верёвка) [5].

Базами также называют прямоугольные подножия античных статуй из бронзы бронзы или мрамора. Многие статуи утрачены и о них теперь можно судить только по сохранившимся надписям (сигнатурам) на базах.

В классической ордерной архитектуре, согласно «Четырём книгам об архитектуре» Палладио, пропорции и сложность рисунка базы жёстко увязываются с пропорциями каждого из пяти ордеров: