Барбаро, Даниэле


Даниэле Маттео Альвизе Барбаро (итал. Daniele Matteo Alvise Barbaro; 8 февраля 1513, Венеция — 13 апреля 1570, Венеция) — венецианский учёный, поэт, философ-гуманист, прелат, теолог и дипломат. Представитель древнего аристократического рода Барбаро. Посланник Венецианской республики в Англии, с 1550 года — патриарх Аквилеи. Специалист в области архитектуры, математики и оптики. Наиболее известен как переводчик и комментатор трактата древнеримского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре»[2].

Даниэле Барбаро был сыном Франческо ди Даниэле Барбаро и Елены Пизани, дочери банкира Альвизе Пизани и Сесилии Джустиниан. Его младший брат Маркантонио Барбаро также был учёным-гуманистом и дипломатом, послом Венецианской республики. Даниэле Барбаро изучал философию, математику и оптику в Падуанском университете. С августа 1549 по февраль 1551 года был послом Венеции при дворе короля Эдуарда VI в Лондоне, а также представителем Венеции на Тридентском соборе[3].

Племянник аквилейского патриарха Джованни Гримани, он был его соаудитором на патриаршем престоле Аквилеи. 17 декабря 1550 года Даниэле Барбаро был повышен в консистории до «избранного» патриарха Аквилеи с правом наследования, но так и не принял на себя руководство патриархатом, потому что умер раньше своего дяди. В то время эта должность была почти семейным делом семьи Барбаро, четыре представителя этой семьи были патриархами Аквилеи между 1491 и 1622 годами:

Даниэле Барбаро был назначен кардиналом папой Пием IV на консистории 26 февраля 1561 года, но по ряду причин никогда не объявлял себя в этой должности[4]. Барбаро участвовал в нескольких сессиях Тридентского собора с 14 января 1562 года до его закрытия в 1563 году.

Велики достижения Даниэле Барбаро в гуманитарной области. Его известность в основном связана с его трудами в области философии, истории искусства, литературы, математики и оптики. Выдающийся итальянский гуманист, он был учеником Пьетро Бембо, другом и поклонником Торквато Тассо, другом и покровителем архитектора Андреа Палладио. Он изучал сочинения античных авторов, прежде всего Плиния Старшего, и написал труд «Практика перспективы». Его исследования геометрической перспективы и применения оптики в технике проекции изображения на плоскость имели важное значение для истории науки. Он занимался ботаникой и был создателем Ботанического сада в Падуе[5].