Беллини, Якопо


Я́копо Белли́ни, Белли́ни Старший, или Старый (итал. Jacopo Bellini, Bellini Vecchio, ок. 1400, Венеция — ок. 1470, Венеция) — итальянский живописец венецианской школы периода кватроченто (раннего итальянского Возрождения). Работал в стиле интернациональной готики. Основоположник художественной семьи. Живописцами были его сыновья: Джентиле и Джованни Беллини, а также дочь Никколоза, вышедшая замуж за Андреа Мантенью, известного падуанского живописца[1].

Якопо Беллини родился в простой семье жестянщика или оловянного мастера Николетто Беллини и его жены Франческины. Вероятно, был учеником и помощником вместе с другими учениками: Джованни и Антонио Мурано в мастерской Джентиле да Фабриано, переехавшего в Венецию из Умбрии.

В 1411—1412 годах был в Фолиньо, где по проекту Джентиле да Фабриано расписывал вместе с другими учениками Палаццо Тринчи. Эти росписи частично сохранились. В 1422 году Якопо Беллини последовал за своим учителем во Флоренцию, где мог познакомиться с творчеством молодых флорентийских художников: Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Лоренцо Гиберти. В 1424 году Якопо упоминается в документах Венеции, где он открыл собственную мастерскую, в которую после 1450 года вошли его сыновья Джентиле и Джованни.

Не ясно сопровождал ли Якопо своего учителя в 1426 году в Рим; но известно, что к 1429 году он поселился в Венеции и женился на девушке из Пезаро по имени Анна (фамилия неизвестна). Он родила своему мужу двух сыновей, Джентиле и Джованни (хотя некоторые свидетельства, скорее, указывают на то, что Джованни был сыном от другой матери) и дочь Никколозу. В 1436 году Якопо Беллини был в Вероне, где писал фреску «Распятие» для капеллы Св. Николая в городском Соборе (разрушенном в 1750 году; изображение фрески сохранилось в гравюре)[2].

Документы периода с 1437 по 1465 год показывают, что Якопо Беллини был членом Скуолы святого Иоанна Богослова в Венеции, для которого написал серию из восемнадцати сюжетов из жизни Девы Марии. Позже, в 1440 году, он отправился в Феррару, где царил дух свободной культуры и гуманизма, наиболее соответствующий его вкусам. Вместе с Леоном Баттистой Альберти находился на службе у герцога Лионелло д'Эсте. Здесь он создал портрет герцога (выиграв это право в соревновании с Пизанелло, а также написал образ Мадонны Смирения (Madonna dell’Umiltà), которой поклонялся принц из рода Эстензе. Примерно в эти годы Якопо и его семья, судя по всему, проживали или, по крайней мере, часто посещали Падую, где, как сообщается, художник выполнил произведения, ныне утраченные, в том числе алтарный образ, написанный в 1459—1460 годах с помощью сыновей для капеллы Гаттамелата в Базилике дель Санто[3].