Белорусская (станция метро, Замоскворецкая линия)


«Белору́сская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Тверская Застава между станциями «Динамо» и «Маяковская». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). Получила свое название из-за Белорусского вокзала, в здание которого был встроен единственный выход станции[2]. Имеет переход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии.

План строительства линии метро, расположенной вдоль современных Тверской улицы и Ленинградского проспекта, появился в 1932 году. Возле Белорусского вокзала предполагалось построить станцию. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Белорусская». В первоначальном проекте станция называлась «Белорусский вокзал»[3].

Строительство метро «Белорусская» осуществлялось закрытым способом. Для того чтобы встроить вестибюль станции в здание Белорусского вокзала, архитекторам пришлось заменить несущую стену колоннадой[4]. Предполагалось, что «Белорусская» будет иметь и второй выход к жилому району (этот проект не осуществили). Станция была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства[1], после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции.

Во время Великой Отечественной войны на станции «Белорусская» расположился центральный командный пункт, для чего была отгорожена часть платформы. Другая часть использовалась пассажирами, а в ночное время там находилось бомбоубежище[5]. Однажды во время бомбёжки на площади Белорусского вокзала была повреждена водопроводная труба, и вода хлынула сперва в машинный зал эскалаторов, а затем на платформу станции. С большим трудом воду удалось остановить[6].

В 1952 году был открыт переход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии[1]. К началу 1970-х годов оригинальное мраморное покрытие пола было заменено гранитными плитами[7]. В 1998 году на станции были установлены новые эскалаторы[8]. В 2004 году кафельные плитки, покрывавшие путевые стены станции, были заменены на мрамор[9].