Белоусов, Пётр Петрович (художник)


Пётр Петро́вич Белоу́сов (16 [29] мая 1912, Бердянск, Таврическая губерния — 31 марта 1989, Ленинград) — русский советский живописец и график, представитель ленинградского академизма, ассоциируемый с соцреалистской традицией, педагог; мастер исторической картины на тематику ленинианы и первых советских десятилетий, также работал как портретист и пейзажист. Член Союза художников СССР (с 1939), член-корреспондент Академии художеств СССР (с 1979). Народный художник РСФСР (1976)[4]

Пётр Петрович Белоусов родился 16 (29) мая 1912 года в Бердянске (ныне Запорожская область Украины).

В конце 1920-х годов учился в студии Я. С. Хаста[5]. В 1929 году Белоусов знакомится со своим земляком Исааком Бродским и по его приглашению едет в Ленинград, где под его руководством занимается рисунком и живописью. Также посещает студии при АХР и Общине художников. Работает в ОСВОДе и Изокооперативе художников[6].

В 1932 году Белоусов поступает на рабфак при Институте пролетарского изобразительного искусства, а в 1933-м его принимают на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры; его наставниками в институте наряду с Ис. Бродским состояли Михаил Бернштейн, Павел Наумов, Александр Любимов и Владимир Серов[7]. В 1939 году Белоусов окончил институт по мастерской Ис. Бродского с присвоением звания художника живописи, в одном выпуске с Николаем Андрецовым, Глебом Вернером, Алексеем Грицаем, Михаилом Козеллом, Львом Ореховым, Лией Островой, Еленой Скуинь, Николаем Тимковым, Борисом Щербаковым и другими известными в будущем советскими художниками. Дипломная работа — картина «Свидание Ленина со Сталиным»[8].

В 1939 году Белоусов был принят в члены ЛОСХ. С этого же года он начал преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. С 1956 года заведовал кафедрой рисунка, профессор с 1961 года.

Белоусов участвовал в выставках с 1930 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих ленинградских художников. Писал портреты, пейзажи, жанровые и исторические композиции. Работал в технике масляной живописи, карандашного рисунка, пастели, офорта, литографии. Ведущий жанр — историческая картина. Наибольшую известность приобрёл как автор исторических картин на ленинскую и революционную тему. Манеру письма Петра Белоусова отличали приверженность традициям академической школы. В совершенстве владел техникой рисунка.