Белые гунны


Белые гунны (на иранских языках как "Spet Xyon", а на санскрите — как "Sveta-huna")[1][2]ираноязычные[3] племена сако[4]-массагетов[5][6] ассоциируемые с: хионитами[7], кидаритами[8], кушанами[9], алхонами и эфталитами[10].

О «белых гуннах», или эфталитах, сообщают визан­тийские, индийские, китайские, арабо-персидские, ар­мянские и другие письменные источники. Несмотря на обилие сведений, ряд вопросов истории созданного эфталитами государств, рассматриваются учеными с раз­личных и нередко противоположных точек зрения. Хо­рошо осведомленные авторы китайских хроник называ­ют родиной эфталитов районы Восточного Туркестана (Турфан). Согласно этим сведениям, эфталиты были вы­теснены оттуда в результате столкновения с соседними племенами жуань-жуаней. Эфталиты делились на две группы — белые хуна и красные хуна. Последние обязаны своим названием красным головным уборам, красным доспехам и красно­му знамени. Пока еще неясно, были ли эти группы раз­личными племенами, входившими в конфедерацию, или же это какие-то этнические разновидности, входившие в единый племенной союз. Эфталиты были ираноязычным народом. Их язык принадлежал к восточноиранской группе, но несколько отличался от языка других ираноязычных народов. В тохаристанских владениях официальным государственным языком эфталитов был бактрийский. В легендах эфталитских монет читаются бактрийские титулы. Эфталит­ская письменность развилась на основе кушанской. Сохранилось немного памятников письменности эфталитов. К их числу относятся надпись на черепке из Зангтепе, граффити из Карздепе, надписи из Афрасиаба и Кафыркалы Колхозабадской[11].

Белыми гуннами латинские и сирийские источники называли хионитов, кидаритов (кушаны) и эфталитов. К ним же относили проживающих в Нисибии кадусиев-кудишайе. Учитывая тождество каспиев с кадусиями, нисибинских кадусиев, как и хионитов и эфталитов, можно считать преемниками гирканских кадусиев или каспиев. Следы гирканцев прослеживаются в анахронизме у Н. Гянджеви, который в «Искендер-наме» описывает нашествие русов «из страны алан и герков», что соответствует «аланам и сарирцам» или же «аланам и русам» у Мунаджим-башы. Так, «кавказских хонов», которых не смешивают с гуннами и отождествляют с «маскутами» или «масаха-хуннами», можно соотнести с гирканцами, которые имели отношение к военно-торговым колониям на Кавказе[12].

Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Амударьи, арабо- и персоязычными авторами под именем хайтал (Табари, Масуди, Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян, идал или хайтал. У Вардапета есть термин хайлан. Лазарь Парбский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал; Михаил Сирийский (IX в.) — тедал и тедалтзи. Маркварт отметил также армянский термин катисккадусии, как одно из названий эфталитов[13].