Доминичи, Бернардо де


Бернардо де Доминичи (итал. Bernardo de' Dominici; 13 декабря 1683, Неаполь — 30 апреля 1759, Неаполь) — итальянский живописец неаполитанской школы периода позднего барокко XVIII века. Писал пейзажи, марины (морские пейзажи), картины бытового жанра в стиле, характерном для бамбоччанти. Более известен как историограф, автор трёхтомного труда «Жизнеописания неаполитанских живописцев, скульпторов и архитекторов» (Vite de' pittori, scultori ed architetti napoletani, 1742)[5].

Бернардо де Доминичи родился в Неаполе в семье художника, музыканта и коллекционера Раймондо де Доминичи и Камиллы Тартальоне. Он был братом Джампаоло, учёного, музыканта и театрального деятеля, и племянником Суор Марии, мальтийской художницы. Его отец был мальтийцем, учеником живописца Маттиа Прети на Мальте, и свои работы подписывал «Raindomaltese». Примерно на двадцатом году жизни переехал в Неаполь. В 1698 году, когда Бернардо было четырнадцать лет, отец отвёз его на Мальту и он стал учеником Прети примерно на семь месяцев, пока его обучение не было прервано смертью учителя в январе 1699 года[6].

После возвращения в 1701 году в Неаполь Бернардо де Доминичи стал учеником Франческо Солимены, который обучал его пейзажной живописи, но также, под влиянием Прети, историческому жанру. Бернардо также учился у Франца Иоахима Байха (1666—1748), пейзажиста из Равенсбурга (ныне Баден-Вюртемберг), который тогда работал в Неаполе. Он также учился у голландского художника Паула Гансеса, который был специалистом по «морским пейзажам при лунном свете»[7].

Бернардо де Доминичи помимо пейзажей писал картины в жанре бамбоччанти — забавные сценки из повседневной жизни бродяг, нищих, драчунов и пьяниц на улицах и в тавернах. Над такими «бамбоччатами» он сотрудничал с художником Доменико Бранди (эти произведения не сохранились). Доминичи в течение многих лет служил герцогу Лауренцаны Никколо Гаэтани дель Аквила д’Арагон и был придворным художником его жены Авроры Сансеверино. Он также обменялся сонетами с поэтом Антонио Ровильоне и был в контакте с интеллектуальной элитой Неаполя.

В 1727 году Доминичи обнародовал жизнеописание неаполитанского живописца Луки Джордано. Он также начал собирать свидетельства и предания о художниках неаполитанской школы. Получил прозвание «неаполитанского Вазари» после публикации в трёх томах сборника кратких биографий неаполитанских художников под названием «Жизнеописания неаполитанских живописцев, скульпторов и архитекторов» (Vite de' pittori, scultori ed architetti napoletani, 1742). Как и у Вазари, не все сведения, сообщённые Доминичи, являются достоверными. Выдающийся австрийский историк искусства Юлиус фон Шлоссер впоследствии назвал неаполитанского историографа «Тартареном от искусствознания». Доминичи весьма простодушно решил, что число неаполитанских художников недостаточно велико, и сам выдумал несколько имён[8]. Имена художников, упомянутых в жизнеописаниях Бернардо де Доминичи: