Джордано, Лука


Лука Джордано (итал. Luca Giordano, 18 октября 1634, Неаполь — 12 января 1705, Неаполь)[4] — живописец и гравёр итальянского барокко, представитель неаполитанской школы. За быстроту, с которой он работал, получил прозвание «Лука Фа-Престо» (итал. Luca Fà-presto — «Лука, делающий быстро»).

Лука Джордано родился 18 октября 1632 года в Неаполе, в семье художника Антонио Джордано[5]. В течение девяти лет учился в родном городе у Хосе де Риберы, а потом занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершал своё образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело.

Впоследствии трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Испытал значительное влияние художников венецианского барокко. В 1692 году был приглашён королём Карлом II в Испанию, писал алтарные картины и фрески в Эскориале, Мадриде и Толедо.

Лука Джордано «обладал значительным художественным талантом, весьма развитым чувством красоты и удивительной находчивостью воображения; но иногда непростительно злоупотреблял своим дарованием, считая бойкость и быстроту работы главным достоинством живописца»[4].

Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдётся в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов живописи этого «быстрого художника». Лука, по определению А. И. Сомова, обладал «значительным художественным талантом, весьма развитым чувством красоты и удивительной находчивостью воображения; но иногда непростительно злоупотреблял своим дарованием, считая бойкость и быстроту фактуры главным достоинством живописного произведения. Им исполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе общественная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Одни из них прекрасно задуманы, нарисованы и написаны; другие слабы по концепции и небрежны по исполнению»[6].

Индивидуальный стиль Луки Джордано определяют как соединение элементов римского академизма, итальянского маньеризма и барокко. Именно этот стиль позднее развивал в своих плафонных росписях Джованни Баттиста Тьеполо[7].Жермен Базен охарактеризовал его творчество кратко как «художника-эклектика, настоящего факира, работавшего с виртуозной лёгкостью»[8].