Богодухновенность


Богодухновенность, боговдохновенность (от греч. θεόπνευστος — боговдохновенный; лат. inspiratio — вдохновение[1]) — христианская доктрина[2], понятие христианского вероучения[1], воздействие Святого Духа на провозвестника Божественного откровения, которое руководит им в понимании и передаче последнего[3]; воздействие на автора или редактора канонических писаний Святого Духа как на посредника при передаче людям Божественного откровения[2][1]; в результате эти писания рассматриваются не в качестве результата личного творчества записавшего их человека, а в некотором смысле как слово Бога[2][3]. Богодухновенность определяет Божественный авторитет Библии[1]. Категории богодухновенности и безошибочности происходят из традиционного христианского богословия, но аналогичных представлений относительно своих писаний придерживается большинство ортодоксальных и консервативных иудеев[2].

Священные писания рассматриваются не в качестве результата личного творчества записавшего их человека, а как слово Бога. Оба аспекта понятия богодухновенности тесно связана друг с другом, из первого вытекает второй: поскольку провозвестник откровения есть орудие действующего посредством его Святого Духа, то проповедь такого человека, как устная, так и преданная письменно в равной мере является Словом Божьим[3]. Богодухновенность понимается верующими как объективная реальность: священные писания представляют собой подлинное сообщение Бога; Первый Ватиканский собор (1868-1870) сформулировал, что «их автором является Бог»[2].

Богословским следствием богодухновенности считается безошибочность писания, являющееся более частным понятием: утверждается, что писания сверхъестественным образом были защищены от ошибок, и поэтому заслуживают полного доверия и обладают уникальным авторитетом[2].

Ещё в святоотеческий период истории христианства были сформулированы тезисы: Бог является единственным источником Откровения, автором Библии в собственном смысле; записавшие священные книги, пророки и апостолы, есть лишь орудия, инструменты в руках Бога, записавшие писания под диктовку Святого Духа; авторство Бога гарантирует безошибочность Библии; богодухновенным является каждое слово Библии[1].

В некотором роде итог католических богословских теорий богодухновенности был подведён Вторым Ватиканским собором, догматическая конституция которого «О Божественном Откровении» (Dei Verbum) представляет собой возврат к декларативному принципу. В ней обозначены границы понимания богодухновенности в качестве богооткровенной истины Библии, которая устанавливает священный и канонический статус книг Священного писания. Конституция рассматривает Библию как безошибочную в сфере спасения, Бог именуется автором Священного писания, а священнописатели Библии рассматриваются как настоящие, богодухновенные авторы, обладавшие собственными способностями и силами (DV 11)[1].