Консервативный иудаизм


Консервативный иудаизм (ивр. יַהֲדוּת מָסָרְתִּית‎, ранее исторический иудаизм или историческая позитивная школа[1]) — современное течение в иудаизме, одно из трёх основных течений в этой религии наряду с ортодоксальным и реформистским иудаизмом[2]. Возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США.

Консервативный иудаизм берёт начало в так называемом позитивно-историческом иудаизме. — философском и религиозном течении, возникшем в Германии. Его возникновение было обусловлено позицией европейских держав на Венском конгрессе 1815 года. После того как евреям Центральной Европы на этом конгрессе было отказано в эмансипации, в прослойке еврейских общин, стремившейся участвовать в культурной и политической жизни своих стран, возникло реформистское течение. Идеологи реформизма стремились переосмыслить иудаизм в русле современных западных религий, что позволило бы участвовать в общественной жизни без полной ассимиляции и перехода в христианство. Взгляды на то, в какой степени для этого требуется отказаться от еврейской традиции, однако, резко различались у радикального и умеренного крыльев реформистов. В итоге на конференции раввинов 1845 года во Франкфурте споры вокруг того, следует ли сохранять иврит как язык молитвы, привели к разрыву. Главный раввин Дрездена Захария Франкель объявил о создании отдельного направления в реформистском движении — позитивно-исторического иудаизма, отличительными чертами которого были бы (при проведении определённых умеренных реформ) уважительное отношение к еврейской традиции и, в частности, к ритуальной стороне классического иудаизма. В 1854 году Франкель выступил с более конкретной версией этого расплывчатого определения, основав так называемую Еврейскую богословскую семинарию (нем. Juedisch-Theologisches Seminar) в Бреслау. Эта семинария продолжала оставаться идейным центром исторического иудаизма и местом подготовки раввинов этого направления до конца 1930-х годов, когда её работе положили конец нацисты[2]. Ещё одним идейным лидером движения в Европе стал Генрих Грец, рассматривавший иудаизм как основу исторической исключительности еврейства — триединство Торы, народа и Земли Израиля[1].