Большой мажорный септаккорд


Большо́й мажо́рный септакко́рд — септаккорд, состоящий из большой терции, чистой квинты и большой септимы[1].

Особенностью большого мажорного септаккорда (как и малого минорного септаккорда) является то, что в его состав входят два трезвучия противоположного наклонения[2]. В контексте гармонической тональности структурно большими мажорными септаккордами являются тонический и субдоминантовый септаккорды натурального мажора, септаккорды III и VI ступеней (верхней и нижней медиант) натурального минора (последний возможен и в гармоническом виде).

Обращениями большого мажорного септаккорда являются квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, состоящие из больших и малых терций, а также малой секунды, являющейся обращением большой септимы.

Например, большой мажорный септаккорд, построенный от звука «до», и его обращения содержат звуки «до», «ми», «соль» и «си», и звучат как одновременно взятые большое трезвучие от звука «до» и малое трезвучие от звука «ми».

Большой мажорный септаккорд часто применяется в качестве ладового центра в джазовых композициях[3]. Более яркое, «джазовое» звучание отличает мажорные септаккорды от доминантсептаккордов и минорных септаккордов[4].

В эстрадно-джазовой цифровке большой мажорный септаккорд обозначается как 7+, maj7, M7, +7, Δ[1][5].