Мажорное трезвучие


Мажорное (большое) трезвучие — трезвучие, состоящее из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты[1]. Мажорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) мажорного лада.

Хотя термин мажорное трезвучие зачастую употребляется для обозначения любых вертикальных структур описанного типа (независимо от исторической эпохи и склада музыки), это употребление по существу неверно, если оно относится к звуковысотным системам, в которых нет мажорного лада. В анализах многоголосных сочинений эпохи Средних веков (например, Гильома де Машо), где вовсе нет мажорно-минорной тональности, правильней говорить о конкорде терцквинты (созвучии, которое мыслилось составленным из 2 интервалов), а многоголосной музыки эпохи Возрождения, где формируется представление об аккорде, но еще нет мажорного лада (например, в мессах Жоскена Депре), правильней говорить о большом (а не о мажорном) трезвучии.

Первым обращением большого трезвучия является большой секстаккорд, в котором нижним звуком является терция. Вторым обращением является большой квартсекстаккорд, с квинтой в качестве нижнего звука[2].

Мажорное трезвучие является одним из мажорных аккордов, в состав которых входят звуки, отстоящие от основного тона на большую терцию и чистую квинту. Также мажорными являются большой и малый мажорный септаккорды.

Мажорное трезвучие является диатоническим аккордом и строится на I, IV и V ступенях натурального мажора. Эти три трезвучия ярче других выражают ладовые функции, благодаря чему называются главными трезвучиями и обозначаются как и главные ступени: T, S, D. В натуральном миноре также три мажорных трезвучия, которые не находятся на главных ступенях лада, и поэтому называются побочными. В гармоническом мажоре или миноре — всего два мажорных трезвучия.

Сокращенным обозначением мажорного трезвучия[3] является М 53, что соответствует виду аккорда и входящим в его состав интервалам. Согласно системе буквенно-цифровых обозначений аккордов, мажорное трезвучие обозначается с помощью заглавной латинской буквы и необязательной приставки dur, определяющей лад аккорда[4]: например, до-мажорное трезвучие обозначается как C или C-dur.