Бондарев, Дмитрий Дмитриевич


Дми́трий Дми́триевич Бо́ндарев (1878—1937) — русский автомобильный конструктор, вице-директор РБВЗ, первый директор АМО ЗИЛ, руководитель проекта и первый главный инженер Ростсельмаш.

Происходил из потомственных донских казаков. Уроженец станицы Раздорская. В 1896 году поступил в Харьковский технологический институт. В годы учения активно участвовал в студенческом движении, организовывал митинги и сходки, принял участие в известной Харьковской маёвке 1900 года. За революционную деятельность был отчислен из института и выслан из Харькова. С 1902 по 1905 год продолжил образование в Томском технологическом институте под руководством профессора И. И. Бобарыкова. Вновь вернулся в Харьков и окончил Харьковский технологический институт в 1909 году. В следующем году Бондарев с семьей переехал в Ригу и по предложению М. В. Шидловского поступил инженером-конструктором на Русско-Балтийский вагонный завод. После успешного выполнения задания — конструирования двигателя для первого отечественного автомобиля — Бондарев возглавил автомобильный отдел, а затем вошёл в руководство завода, получив должность вице-директора РБВЗ. Бондарев руководил выпуском первого российского автомобиля «Руссо-Балт», участвовал вместе с И. И. Сикорским в проектировании первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь» и первого серийного многомоторного русского бомбардировщика «Илья Муромец». В годы Первой мировой войны в чине капитана руководил сборкой и ремонтом бомбардировщиков в местечке Яблонна, Польша.

В 1915 году по приглашению купцов Рябушинских занял пост директора строящегося завода АМО («Автомобильное Машиностроительное Общество», позднее — АМО ЗИЛ). Наладил сборку первого отечественного грузовика АМО-Ф-15 на базе полуторатонного FIAT 15 Ter (двигатель объемом 4398 см³, 35 лошадиных сил, скорость — до 47 км/час). Запуск предприятия планировался на март 1917 года, однако война не позволила планам осуществиться: германские подводные лодки потопили суда со станками для АМО. Затем последовала череда рабочих забастовок. Рябушинские приняли решение уволить недовольных. Пролетарии обратили свой гнев на администрацию завода, и 3 мая 1917 года зачинщики беспорядков, отказавшись вести переговоры с директором Бондаревым, насильно вывезли его на тачке за пределы завода. 16 мая Московский городской комитет выпустил постановление, осуждающее действия забастовщиков, и обратился к Бондареву с просьбой вернуться. После нанесенного оскорбления он посчитал для себя невозможным продолжать работу на АМО и уехал в Харьков. По чертежам, подписанным директором Бондаревым в 1916 году, грузовая машина АМО — Ф-15 была выпущена только в 1924 году.