Бор, Паулюс


Паулюс Бор (нидерл. Paulus Bor, около 1605, Амерсфорт, Республика Соединённых провинций — 10 августа 1669, Амерсфорт, Республика Соединённых провинций) — голландский художник, представитель «золотого века», член художественного общества «Перелётные птицы»[1].

Паулюс Бор родился предположительно в 1605 году (иногда называется более ранняя дата — около 1601 года[2]) и происходил из влиятельной и богатой католической семьи. Из документов известно, что в 1577 году его дед Янс Бор входил в число самых видных граждан Амерсфорта. Его отец, также Паулюс Бор, был торговцем текстилем. Художник был третьим сыном в семье[1].

Ничего не известно о детстве Паулюса Бора. Предполагают, что он получил хорошее образование, однако неизвестно, у кого мальчик учился живописи[2]. Он отправился в Италию в 1623 году. Самая ранняя запись о нём — документ именно 1623 года, который свидетельствует, что он проживал (под итальянской формой своего имени — «Паоло Бур»[2]) в доме в приходе Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме вместе с тремя другими художниками, чьи имена не известны. В 1624 и 1625 годах он делил дом на площади Испании и на улице Вязов с голландским художником Яном Линсеном[англ.] (по другой версии — с двумя из трёх своих предыдущих друзей[3]) и малоимущим итальянским живописцем Микеланджело Серквоззи[англ.]. В Риме Паулюс Бор был одним из основателей группы художников, известной как «Перелётные птицы» (нидерл. «Вentvueghels»)[3]. Общество, в которое входили преимущественно голландские художники, было скандально известно в Италии из-за своих шумных возмутительных празднеств[2]. На одном из анонимных рисунков (1623 год, хранится в музее Роттердама) Бор изображён со своими друзьями в шутливой сценке. Бахус, бог вина, сидит в середине, а Паулюс Бор и его друг Ян Линсен — в толпе членов общества «Перелётные птицы» с правой стороны от него. Прозвище Бора было «Орландо» (предположительно в честь главного героя поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо»[3]), а Яна Линсена — «Эрмафродито»[4].

В 1626 году Бор вернулся в Амерсфорт, где стал членом Братства Святого Луки. В 1628 году он написал большой семейный портрет («Семья Ван Ваневельт, беседующая о благодати», 120 × 320 сантиметров[1]), на котором изображены не менее тринадцати человек. Эта картина в настоящее время находится в церкви Святого Петра при больнице Блокланда[нидерл.] в Амерсфорте[3]. Существует очень мало других датированных работ Бора, поэтому хронологию его картин трудно установить[1]. После возвращения в Нидерланды он некоторое время работал в стиле караваджистов, но вскоре оказался под влиянием классицизма[3].

В то время Бор был настолько известен, что Якоб ван Кампен привлёк его в 1638 году к работе над украшением дворца Фредерика Хендрика в Хонселерсдейке[англ.], который не сохранился до нашего времени. Паулюс Бор и Якоб ван Кампен оставались в тесном контакте друг с другом до смерти ван Кампена в 1657 году. Некоторые из поздних работ ван Кампена долгое время приписывались Бору[1].