Перелётные птицы (общество художников)


Общество «Перелётные птицы», или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — сообщество, или «братство», иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью изучения сокровищ классического искусства и совершенствования своего мастерства. Общество возникло в качестве альтернативы римской Гильдии Святого Луки. Другое название: (нем. Schildersbent) — «Клуб живописцев». В истории искусства членов общества также называли «малыми караваджистами» за пристрастие к натурализму, олицетворяемому последователями Микеланджело Меризи да Караваджо, эффектам светотени и «низменным» сюжетам: изображению уличных сценок, нищих, бродяг и кабацких драк. «В противодействие официальной Академии Святого Луки члены общества стремились писать не идеализированные фигуры в духе римской школы, ориентированной на Рафаэля и болонских академистов, а низменные сюжеты и уличные сцены в подчёркнуто прозаической, натуралистической манере»[1].

За сто лет существования общества с основания в 1620 году до закрытия в 1720 в нём насчитывалось около 480 членов. Целью братства было содействие взаимной солидарности и поддержка членов в случае материальных затруднений, болезни или проблем, таких как конфликты с иностранными коллегами или заказчиками. Таким образом, ассоциация художников выполняла социальную функцию.

Общество «Перелётные птицы» было самодеятельной организацией иностранных художников в чуждой для них социальной и религиозной среде папской столицы. Его цель — обмен идеями и информацией, важной для выживания в католическом Риме, товарищеская поддержка и взаимопомощь (иногда материальная и юридическая на случай конфликтов), защита собственных прав вне членства в Академии Святого Луки, объединявшей успешных итальянских художников. Хотя известны редкие случаи, когда художник был членом обоих объединений, например голландский живописец Питер ван Лар. Аналогичную роль в искусстве Нидерландов играло организованное в 1572 году в Антверпене «Братство романистов». Близкими «перелётным птицам» по творческим устремлениям в Риме были художники «бамбочада».

Членами сообщества состояли рисовальщики, живописцы гравёры, скульпторы, ювелиры, реже антиквары, коллекционеры, писатели и поэты. После начального обучения на севере они отправлялись в Рим, чтобы завершить своё образование на примерах классического искусства. Обычно они оставались в Риме на несколько лет и селились вблизи приходов Санта-Мария-дель-Пополо и Сан-Лоренцо-ин-Лучина в центре города.

Общество существовало с 1620 до 1720 года, когда по распоряжению папы римского Климента XI независимое общество художников-иностранцев было ликвидировано.