Брассай


Брассай, Брассаи́[6] (фр. Brassaï, настоящее имя Дью́ла Ха́лас, венг. Gyula Halász, 9 сентября 1899, Брассо, юго-восточная Трансильвания, Австро-Венгрия — 8 июля 1984, Эз, деп. Приморские Альпы, Франция) — венгерский и французский фотограф, художник и скульптор, один из представителей документальной и сюрреалистической фотографии[7].

Родился в Брассо (на территории нынешней Румынии). Отец — венгр, преподаватель литературы, мать — армянка. Участвовал в Первой мировой войне, затем учился в будапештской Академии художеств (19181919) и Академической высшей школе в Берлине (19211922). В 1924 году поселился в Париже, в квартале Монпарнас, взял псевдоним по названию своего родного города («Brassaï» дословно переводится как «из Брассо»). В 1930 году начал заниматься фотографией после того, как познакомился с фотографом Андре Кертесом. В 1933 году Брассай опубликовал альбом из 60 фотографий — «Ночной Париж»[8]. Также известность приобрели его серии «Праздничная Севилья» (1954) и «Граффити» (1961). Участвовал в выставках сюрреалистов, хотя и не стал постоянным участником движения. С 1933 года публиковал свои фотоработы в журнале «Минотавр».

Был знаком и поддерживал дружеские отношения с Генри Миллером, Жаком Превером, Леоном-Полем Фаргом[9]. Учил французский язык по книгам М. Пруста.

Сначала работал как график, живописец и скульптор, близкий к Парижской школе. После знакомства с Андре Кертесом и его работами (1926) обратился к фотографии. В 1930 году Брассай начал фотографировать ночные улицы и площади Парижа[10]. В 1932 году выпустил альбом «Ночной Париж», который принёс ему известность. Обращаясь к жизни городского дна, использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. С 1932 года часто снимал произведения Пикассо, фактически создав летопись его творчества в фотографиях. Публиковал свои работы в авангардном сюрреалистическом журнале Жоржа Батая «Минотавр». Одновременно с этим его фотографии публиковались на страницах светского журнала «Лайф». Создал галерею фотопортретов современников — Пикассо, Дали, Матисса, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жана Жене и др. Также в 1932 году Брассаи открыл граффити на стенах Парижа и занимался этим предметом долгие годы. Начав сотрудничество с сюрреалистическим периодическим изданием «Минотавр» в 1930-х годах, Брассаи познакомился с писателями, поэтами и художниками-сюрреалистами[11]. В 1937 году он начал сотрудничать с издательством Harper’s Bazaar, объединив принципы сюрреализма и модной фотографии.