Бунаков, Николай Фёдорович


Николай Фёдорович Бунаков (26 ноября [8 декабря] 1837[1] или 1836[2], Вологда[3] — 8 [21] ноября 1904[3][1], Санкт-Петербург[3]) — русский педагог, публицист, прозаик, мемуарист.

Преподавал русский язык в Вологодском уездном училище, в Воронежском кадетском корпусе, сотрудничал с воронежским научным журналом «Филологические записки». Одновременно организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения, разрабатывал методику преподавания в ней.

Был руководителем учительских съездов и курсов[4]. Руководил одиннадцатью учительскими съездами. В 1872 году читал лекции по методике обучения родному языку на съезде учителей.

Усмотрев в Бунакове человека «политически неблагонадёжного», чиновники отстранили его от организационно-педагогической деятельности, и он переехал в село Петино Воронежской губернии, где на свои средства открыл начальное народное училище — трёхлетнее, с интернатом. Из выпускников училища создал самодеятельный крестьянский театр.

Умер в Санкт-Петербурге 8 (21) декабря 1904 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища[5]. После революционных событий 1917 года могила была разграблена; как писала «Красная панорама» в № 9 от 28 февраля 1925 года (статья «Литераторские мостки»): «Провалившиеся склепы (некоторое время череп Н. Ф. Бунакова валялся на поверхности земли) засыпаны землёй…»

Бунаков последовательно развивал идеи К. Д. Ушинского. Например, он подробно разработал методику объяснительного чтения в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского, и усовершенствовал её[6] Был сторонником демократизации народной школы и введения всеобщего бесплатного начального обучения. Считал, что неграмотность является величайшей бедой и несчастьем народа, а успех борьбы с этой бедой зависит от расширения сети народных школ и организации обучения в них. Разработал методику и содержание начального образования: кроме счёта, письма и чтения учебный план его училища включал сведения о природе, географию, историю и литературу, светское пение, огородничество и садоводство. Важнейшим делом считал подготовку народных учителей и увеличения их числа в школах вдвое. Считал, что общественная и частная инициатива должны иметь полную свободу в устройстве народных школ.