Бхава


Бхава — многозначный термин в философских школах индуизма и буддизма. В санскрите существует два слова (наиболее употребляемые значения[1]):

В некоторых даршанах индийской философии монистического толка (адвайта-веданта) бхава как эмпирическое бытие, становление, «бывание», противопоставляется неизменному и абсолютному сущностному Бытию как таковому (сат), в других школах (буддизм) подобного разграничения не проводится[2]. Противоположность бхавы — абхава, небытие.

Тантрическая традиция, отказываясь от варн и каст, в большинстве своём утверждает равенство людей перед лицом Творца и равенство в возможности получения знания. Однако она всё равно разделяет людей — но не по родовому признаку, а по уровню интеллекта и/или темперамента — и использует для этого термин 'бхава' (भाव bhāva), определяя его как тип человеческого темперамента. Тантра разделяет человеческий темперамент на три типа — трибхаву (त्रिभाव — tribhāva): пашу-вира-дивья (по восходящей).

Идея трибхавы зародилась в Тантре как развитие теории гун в Санкхье. Соглашаясь с этой теорией, тантризм, однако, считает три гуны скорее категориями вселенского масштаба, хотя и признаёт их наличие, так сказать, в земном плане бытия. Они ассоциируются между собой следующим образом:

Следующим этапом развития трибхавы в тантрическом шактизме явилась структура разделения различных направлений индуизма на семь ступеней — Саптачара (Семь ступеней) — и последовательное разделение трибхавы по ним:

Шайвачара фактически является переходной ступенью между пашу-бхавой и вира-бхавой — в ней вера (Ведачара) и Бхакти [преданность] (Вайшнавачара) усиливаются Джняной [Божественным Знанием] (Шайвачара) и душа садхака обретает важное качества, необходимые для дальнейшего духовного развития: вирья (वीर्य vīrya — решимость) и тапасья (तपस्या tapasyā — духовное возгорание). Четыре последние ступени — Дакшиначара, Вамачара, Сиддхантачара и Каулачара — это фактическое подразделение тантрического шактизма.