Тантра


Та́нтра (санскр. तन्त्र [tántra] букв. «ткацкий станок; основа ткани», перен. «основа, сущность; порядок, правило; учение, свод правил; способ, уловка») — общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон и индуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными. Тантра получила своё название от тантр или священных текстов[1]. В европейских языках тантристские учения получили название тантризм.

Тантра возникла в начале н. э. в брахманизме и буддизме и распространилась в Индии, Непале, Бутане и особенно в Тибете. В XX веке неотантризм распространился в Америке, Европе и России.

Тантра — вид литературно-философского произведения, написанного в форме диалога Шивы и Шакти. Как эзотерическая традиция тантра предполагала достижение трансперсональных состояний (слияния с Ишварой — мировым духом, или мировым началом) посредством максимально полного, тотального проживания всех жизненных искусов. Небольшое внимание в тантре уделялось сексуальным практикам, вследствие чего в современном массовом сознании тантру ошибочно считают йогой секса[2]. Сексуальные практики в тантре не были самоцелью и не были основными, а были лишь вспомогательным способом достижения парой или одним из партнеров экстатических состояний в некоторых школах[3]. Сексуальный акт являет для них сакральное значение, являясь повторением космического акта первичной божественной пары Шивы-Шакти[2]. В целом разнообразие тантрических практик велико, в одной лишь Виджняна бхайрава тантре описано более сотни[2], и лишь одна из них относится к сексуальной практике[4].

В индуизме к тантре относят школы индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманистским ритуалом обряды и считающие своими главными священными текстами тантры (собственно тантры, относящиеся к шактистским школам, агамы, относящиеся к школам как шиваизма, так и вишнуизма, и пураны — тексты главным образом вишнуитских групп)[5].

Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций совмещением аскетических практик с ритуальной практикой. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные ритуалы, такие как подношение пищи или благовоний, связанные с тем или иным божеством индуистского пантеона. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр. За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал — женского и мужского[7].

Тантризм есть закономерный итог развития толкования Вед в части культа и освобождения с его помощью[8]. Йоги-тантристы считают своё вероучение универсальным знанием всех людей, из которого и черпают свою духовную силу остальные религии[9].