Великовский, Лев Борисович


Лев Борисович Велико́вский (8 марта 1905, Могилёв — 14 января 1984, Москва) — советский архитектор и инженер. Кандидат технических наук, доцент[1].

Лев Великовский родился 8 марта 1905 года[2] в Могилёве[1] (по другим данным — 6 марта)[3]. В 1929 году окончил инженерно-строительный факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «архитектура»[4]. Среди его преподавателей были И. В. Рыльский, П. А. Голосов и Л. А. Веснин[3]. Член Союза архитекторов СССР с 1933 года[1]. Кандидат технических наук, доцент[1]. В 1932—1943 годах преподавал на отделении промышленного строительства Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева[5][6][3].

Принимал участие в Великой Отечественной войне в звании инженера-полковника[2]. Участвовал в мероприятиях по маскировке военных, промышленных и других особо ценных объектов Москвы. Занимался сооружением мостов и переправ для обеспечения наступления армии[7].

В 1943—1946 годах преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. В 1947—1955 годах преподавал в Московском архитектурном институте[3]. В 1951 году окончил Университет марксизма-ленинизма[1]. С 1955 года преподавал на кафедре архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева[3][7]. Занимался исследованием функциональных проблем архитектуры и градостроительства, а также теории и истории архитектуры. Написал учебник «Основы планировки населённых мест» (в соавторстве с В. К. Степановым и А. С. Тарутиным; 1985)[7].

По проекту Льва Великовского в Москве в 1928 году был построен универмаг в Сокольнического общества потребителей в рабочем посёлке Богородское[8] (Краснобогатырская улица, 13; перестроен; здание занимает торгово-офисный центр «Богородское подворье»)[9]. Он также построил механический цех завода «Шарикоподшипник» (ныне ГПЗ-1; 1932)[8] и Московский аэровокзал (1932; в соавторстве с Н. С. Зарубиным)[3]. В 1933 году он принимал участие в конкурсе проектов Дворца техники на Фрунзенской набережной (в соавторстве с П. Е. Бирюковым и Н. С. Зарубиным; поощрительная премия)[10].

В Нижнем Новгороде по проектам Льва Великовского были построены жилые дома, общежитие (1928—1937; Автозаводский район)[3] и цеха Горьковского автомобильного завода (1936—1938[3]; автор генплана совместно с Б. Н. Варгазиным и С. А. Юсовым)[7], Дом Советов (Уфа)[5], жилые дома и универмаг при заводе комбайнов в Саратове (1928—1937)[3].