Московский аэровокзал


Московский аэровокзал — терминал Московского авиационного узла, действовавший в 1965—2005 годах, расположенный по адресу Ленинградский проспект, дом 37, строение 6. Он был построен в 1960—1965 годах вблизи закрытого для гражданских рейсов Центрального аэропорта имени Фрунзе и обеспечивал доставку пассажиров в аэропорты Внуково, Шереметьево, Быково и Домодедово. После закрытия терминала в его здании разместился торговый центр. В 2017 году здание аэровокзала было снесено, на его месте, по состоянию на май 2018 года, строится многоэтажный жилой комплекс.

Лётное поле на Ходынском поле появилось в 1910 году усилиями Общества воздухоплавания. Там были организованы взлётно-посадочная полоса и 6 ангаров для аэропланов, тренировались лётчики и проходили авиационные шоу. После революции поле приобрело более прикладное значение: в 1918 году здесь расположилась «летучая лаборатория», где проводились исследования по аэродинамике, в 1920 — открылся научно-опытный центр Главвоздухфлота. В 1920 году аэродром получил имя Льва Троцкого, 3 мая оттуда был совершён первый регулярный рейс по почтово-пассажирской линии Москва — Кёнигсберг — Берлин, 15 июля открылась первая внутренняя авиалиния из Москвы в Нижний Новгород[1][2][3].

В последующие годы число внутренних рейсов значительно выросло, и Центральному аэропорту, получившему в 1926 году имя Михаила Фрунзе, потребовалось здание аэровокзала. Был проведён конкурс, который выиграли архитекторы Л. Великовский и Н. Зарубин, но доработку конкурсного проекта доверили другой мастерской, которая внесла в него существенные изменения. Здание первого в СССР аэровокзала, ставшего одним из крупнейших в мире, было построено в 1930—1931 годах (в глубине нынешнего владения № 41), а спор архитекторов об авторских правах на него затянулся на многие годы. В 1935 году здание было облицовано мрамором, а в 1936—1937 годах — расширено по проекту архитекторов А. М. Рухлядева и В. Ф. Кринского, чтобы обслуживать значительно выросшее число пассажиров. В 1938 году к аэропорту подвели Замоскворецкую линию метрополитена, открылась станция «Аэропорт»[1][2][3].

В связи с перегрузкой Центрального аэропорта в 30 километрах к юго-западу от Москвы началось сооружение аэропорта Внуково. В послевоенные годы расположение перегруженного аэропорта в непосредственной близости к жилым кварталам стало проблемой для московских властей. В 1946—1947 годах большая часть рейсов из Центрального аэропорта были перенесены во «Внуково», Быково и Остафьево, а аэропорт на Ходынском поле сохранил функции опытного полигона: ещё до Великой Отечественной войны вблизи аэродрома расположились ведущие авиационные ОКБ (Сухого, Яковлева, Ильюшина, Микояна и авиационные заводы. Здесь проходили испытания самолёты Ил-28, Ил-76, Ил-86 и Ил-96. В 1960 году здесь расположилась Центральная вертолётная станция, откуда осуществлялись рейсы в другие аэропорты Москвы (работала до 1971 года)[1][2][3].