Езда на велосипеде


Езда́ на велосипе́де — использование велосипеда в качестве транспорта, для отдыха, физических упражнений или спорта, а также перевозки людей или грузов. Езда на велосипеде также включает в себя езду на технически подобных велосипеду устройствах — одно-, двух-, трёх- и более колёсных велосипедах, тандемах, лежачих велосипедах, парных велосипедах, велорикшах и прочих устройствах, приводимых в движение усилиями человека.

Велосипедист — человек, передвигающийся за счёт собственной мускульной силы, направляемой на вращение педалей, на транспортном средстве, отнесённым по своим характеристикам к велосипеду.

Ключевым навыком управления двухколёсным велосипедом является умение удерживать равновесие при движении по прямой и прохождении поворотов, объезде препятствий. Прочие нюансы связаны с правильностью посадки, распределением физической нагрузки, маневрированием, умением совершать более сложные действия, такие как прыжки, движение по зыбким поверхностям, трюки и т. п.

При управлении велосипедами, имеющими больше двух колёс и, как следствие, более устойчивыми, вопросы удерживания равновесия менее значимы, но большую роль могут играть физическая подготовленность велосипедиста (из-за большего веса конструкции) и наличие навыков управления специфическими транспортными средствами. Исключение составляют, разумеется, детские велосипеды.

Обучение езды на двухколёсном велосипеде всегда начинается с вырабатывания навыка удержания равновесия[1]. В связи с тем, что площадь опоры у двухколёсного велосипеда очень малая, равновесие возможно лишь при наличии динамики. Когда велосипед двигается, он неизбежно отклоняется то в правую, то в левую стороны. Соответственно, велосипедист интуитивно чуть поворачивает руль (подруливает) в нужном направлении. Велосипед начинает поворачивать и центробежная сила возвращает его в вертикальное положение[2]. На высоких скоростях количество этих микроповоротов снижается. Этот процесс происходит постоянно, и опытные велосипедисты его не замечают, тогда как новичку предстоит выработать подобный автоматизм.

При обучении детей иногда используют дополнительные подвесные колёса поддерживающие велосипед в вертикальном положении, однако на практике этот метод не отличается высокой эффективностью[3]. При использовании дополнительных колёс ребёнок в основном привыкает к кручению педалей и вращению руля, но не акцентирует внимание (из-за ненадобности) на удержании равновесия. К тому же, дополнительные колёса в некоторых случаях снижают устойчивость, например, при спусках, крутых поворотах, на неровной поверхности.