Венденский договор


Венде́нский догово́р — союзный договор между Великим княжеством Литовским и Ливонским орденом, заключённый во время войны 1500—1503 годов и направленный против Великого княжества Московского. Союз согласован в Вильне 3 марта 1501 года[1] на встрече магистра Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга с принявшим его в своей резиденции великим князем литовским Александром[2]. Договор подписан 21 июня 1501 года в Вендене (Ливония; ныне Цесис в Латвии) — резиденции магистра Ордена[3].

Несмотря на заключение в 1494 году мира, на рубеже XV—XVI веков в отношениях между Русским государством и Литвой вновь нарастает напряжённость. Почвой для новой войны с Литвой, которую Иван III Васильевич начал в 1500 году, стали попытки Александра Ягеллончика склонить православное население Великого княжества Литовского к унии с католиками, а также религиозные притеснения Ягеллончика в отношении дочери самого Ивана III, которая с 1495 года приходилась князю Литовскому законной супругой. Английский историк Бейн также называет стремление литовского двора обратить Елену в римскую веру среди важнейших причин русско-литовской войны 1500—1503 годов[4].

Выдача Елена Иоанновны (1476—1513)[5] замуж за Ягеллончика была одним из условий русско-литовского мирного договора 1494 года. При этом будущий супруг, католик, обязался сохранить за женой «греческий закон», православную веру, и гарантировал, что не будет принуждать её принять католичество. Однако когда Елена попросила Александра построить для неё церковь в Виленском замке, Ягеллончик отказал ей, сославшись на старый запрет времён Ягайло строить в Литве новые православные храмы. В год своей свадьбы с русской великой княгиней (1495) Ягеллончик назначил митрополитом Макария — «всецело преданного православию киевского митрополита». После того, как весной 1497 года Макарий был убит возле Мозыря отрядом крымских татар, на его место Ягеллончик назначил Иосифа Болгариновича — поборника принятия православными Флорентийской унии 1439 года[6].

Своим местопребыванием новый митрополит киевский избрал Вильну[7], откуда в 1500 году открыто известил папу Александра VI (1431—1503) о якобы готовности православных в Литве принять Флорентийскую унию[6][8]. Этот опрометчивый шаг Иосифа дал повод католическим прелатам Литвы и Польши усугубить ситуацию. Заявив, что они против условий Флорентийской унии (которые позволяли православным сохранять свои традиционные обряды), католики, по существу, потребовали от православных Литвы и Польши полного перехода в католичество. Усилилось давление и лично на Елену Иоанновну с целью принудить её перейти в «латинство»[9]; и в 1501 году она уступила. Сам Александр, как считает Д. Стоун, видел для себя в этом династическом браке прежде всего возможность предъявить, при возможности, претензии на московский трон, а саму Елену рассматривал лишь как заложницу выполнения Москвой условий договора 1494 года[10].