Вианен, Адам ван


Адам ван Вианен (нидерл. Adam van Vianen; 1568, Утрехт — 25 августа 1627, Утрехт) — ведущий ювелир, серебряных дел мастер, «златокузнец» (нем. Goldschmied), гравёр и художник-медальер раннего Золотого века Голландии. Старший брат Пауля ван Вианена, также ювелира, гравёра и медальера. Вместе они разработали оригинальные мотивы нидерландского орнамента, соединившего черты северного маньеризма и барокко, в частности ормушля[6].

Ван Вианен родился в Утрехте, в семье золотых и серебряных дел мастеров со старинными традициями в этом искусстве. Он был старшим сыном ювелира и «златокузнеца» (нем. Goldschmied) Виллема Эрстенца ван Вианена. Вероятно, обучался у местного ювелира, изучая, как и большинство ювелиров, технику гравюры по металлу. В возрасте десяти лет его отец отдал мальчика вместе с братом в обучение сначала в мастерскую утрехтского золотых дел мастера Бруно ван Лейденберха (1530—1604), а затем его брата Корнелиса ван Лейденберха. Известны ранние произведения мастера, среди которых чаша из серебра, ныне экспонирующаяся в санкт-петербургском Эрмитаже.

12 октября 1593 года Адам женился на Альтген Верхорсте, от которой у него родился сын. После смерти жены он снова женился на Катарине ван Вапенвельдт, от которой у него было трое детей. Считается, что Адам ван Вианен умер 25 или 26 августа 1627 года. По свидетельству немецкого живописца и историографa Иоахима фон Зандрарта, сын Адама ван Вианена, Кристиан ван Вианен, считался равным своему отцу в мастерстве ювелира[7].

Особенной известностью пользуется позолоченный серебряный кубок работы Адама ван Вианена 1614 года, ныне он находится в собрании Рейксмюсеума в Амстердаме[8]. Кубок был заказан гильдией ювелиров Амстердама в память о кончине Пауля ван Вианена в 1613 году, несмотря на то, что ни один из братьев не жил в Амстердаме и не был членом гильдии. Это произведение стало знаменитым и появляется на нескольких картинах Золотого века Голландии, как в натюрмортах, так и в картинах исторического жанра[9].

Создание этого кубка специалисты считают «поворотным моментом» в истории декоративного искусства, поскольку его форма «проложила путь как к рококо, так и к модернистскому орнаменту»[10].

После 1614 года индивидуальный стиль художника стал особенно маньеристичным. Адам ван Вианен «обращался к орнаментальным композициям Корнелиса Флориса с характерными мотивами фламандского барокко: кнорпельверка и ормушля. Поэтому распространение этих мотивов в западноевропейском искусстве обычно связывается с именами обоих художников»[11].