Виленский гаон


Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Великое княжество Литовское, ныне Брестская область, Белоруссия — 1797, Вильна, Российская империя; известен как Дер вилнер гоэн — Ви́ленский гао́н[3], Ха-гаон хе-хасид — Благочестивый гаон[4], Элияху Гаон, Ха-Гра — акроним ха-Гаон рабби Элияху) — раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, математик. Слово «гаон» (ивр. גאון‎) в переводе с иврита означает величие, гордость; в современном иврите также гений.

Родился в семье выдающихся раввинов, в небольшом городке Селец в окрестностях Бреста[5]. Его дед был раввин Мойше Рибкес — автор комментариев к Шульхан Арух — «Беэр ха-Гола». С детства проявил выдающиеся способности. К трём годам знал наизусть всю письменную Тору, которую мог процитировать даже в обратном порядке. По легенде до семи лет учился у Моше Маргалита из Кейдан, автора книги «Пней Моше», затем до самой старости учился самостоятельно, так как ни один учитель не мог уже его обучать. В 18 лет женился, затем начал добровольное скитание по еврейским общинам: обычай, глубоко укоренившийся у выдающихся раввинов[6]. Во время своих скитаний посетил такие крупнейшие центры еврейской и мировой учёности, как Берлин, Прага, Амстердам, где смог встретиться с крупнейшими раввинами и найти редчайшие рукописи.

В 1748 году поселился в Вильно и постепенно стал приобретать известность в еврейском мире как выдающийся раввин поколения[7]. В 1755 году при тяжбе между р. Йонатаном Эйбешюцем и р. Яковом Эмденом, первый апеллировал к его мнению.

С 1760 года собрал вокруг себя выдающихся учеников, которым начал передавать часть своих знаний; в дальнейшем они развили идеи учителя, открыв иешивы и создав общины по его принципам. Среди них особенно выделялся р. Хаим из Воложина. Хотя Элияху бен Шломо Залман не занимал официальной должности раввина, тем не менее он получал жалование от общины на нужды своей семьи и иешивы. Виленский гаон резко осудил хасидское движение, зарождавшееся в этот период. Он осуждал их измену еврейской традиции и пренебрежение к людям, изучающим Тору, считающимся элитой в еврейских кругах. При попытке хасидов прийти к примирению в 1772 и 1777 годах отказался даже встретиться с делегацией крупнейших хасидских лидеров. Виленский гаон вскоре объявил против них «херем» (то есть бойкот), что частично остановило развитие хасидизма в Литве.