Манфредини, Винченцо


Винченцо Манфредини (итал. Vincenzo Manfredini; 22 октября 1737, Пистоя — 16 августа 1799, Санкт-Петербург) — итальянский композитор, музыкальный теоретик и писатель о музыке.

Музыкой занимался с отцом Франческо Манфредини[англ.] (1684—1762), Джакомо Перти и Г. А. Фиорони (1716—1778).

В 1758 году вместе с братом Джузеппе и Джованни Локателли он прибыл в Россию в составе оперной труппы дирижёром которой он стал. В Санкт-Петербурге он сменил на должности придворного композитора и дирижёра Франческо Арайю. Свою первую в России оперу Манфредини написал в 1760 году. Ею стала «Узнанная Семирамида», поставленная в Ораниенбауме при дворе наследника престола Петра Фёдоровича.

В 1761 году императором Петром III назначен первым придворным капельмейстером. Первым императорским заказом композитору стало написание реквиема по усопшей императрице Елизавете. Он был исполнен в присутствии императора в феврале 1762 года в петербургской церкви францисканцев. Оформление зала выполнил итальянский художник Пьетро Градицци.

По случаю коронации императрицы Екатерины II Манфредини написал оперу «Олимпиада» на стихи Метастазио. Позднее императрица Екатерина II поручила ему руководство музыкальными занятиями наследника престола Павла Петровича по игре на клавесине.

После 12 лет работы в России творчество Манфредини начало казаться императрице Екатерине и петербургской публике старомодным и в 1769 году он вернулся в Италию где поселился в Болонье. На родине он написал свою лучшую оперу «Армида» (1770 год), которая была поставлена в Коммунальном театре Болоньи. Назначенная императрицей пенсия позволила ему заняться теорией музыки и он написал: «Regole armoniche о sieno precetti ragionati» («Правила гармонические или мелодические»; Венеция, 1775), которые посвятил цесаревичу Павлу. Манфредини занялся музыкальной критикой и с 1785 по 1789 год редактировал «Итальянскую энциклопедическую газету». В ответ на памфлет «Osservazioni», изданный в Венеции испанцем Эстебаном Артеаги в отношении его музыкальных теорий, Манфредини пишет брошюру «Difesa della musica moderna e de’suoi celebri esecutori» («В защиту современной музыки»; Болонья, 1785).