Виньон, Клод


Клод Виньон (фр. Claude Vignon; 19 мая 1593, Тур — 10 мая 1670, Париж) — французский живописец, рисовальщик и гравёр, иллюстратор академического направления. Придворный художник короля Людовика XIII[5]. Вместе со своим другом Симоном Вуэ он был одним из самых известных французских художников времён Людовика XIII, современником Никола Пуссена.

Клод Виньон родился в богатой семье в Туре. Он был внуком Пьера Виньона, нотариуса, и вторым сыном Гийома Виньона, гугенота, недавно обращённого в католичество, ординарного камердинера короля, поставщика его серебра, контролёра налогов и мужа Элизабет Папийон. Его старший брат — Гийом Виньон, станет протестантским пастором в Обюссоне. Его дядя по отцовской линии — Франсуа Виньон, официальный прокурор юстиции Арланка, советник и секретарь королевы Марии Медичи.

Клод Виньон изучал живопись в Париже, в мастерской Жакоба Бюнеля[fr], известного художника «второй школы Фонтенбло». В 1610 году в возрасте шестнадцати лет оставил учителя и уехал в Рим где, под влиянием творчества Караваджо, осваивал приёмы тенебризма с эффектами света и тени.

В 1616 году Виньон вернулся во Францию, где стал членом Парижской гильдии живописцев (guilde des peintres de Paris). На следующий год он во второй раз отправился в Рим в качестве королевского пенсионера одновременно с Клодом Мелланом, Шарлем Мелленом и Симоном Вуэ. Он подружился с Симоном Вуэ, картины которого гравировал. В Риме на него оказали влияние произведения Караваджо и его главного ученика Бартоломео Манфреди.

Вернувшись в 1623 году во Францию, в следующем году Клод Виньон женился на Шарлотте де Лё, дочери гравёра Тома де Лё. Вскоре он стал придворным живописцем. Писал картины по заказам короля Людовика XIII и кардинала Ришельё для дворцов Лувр и Пале-Рояль. Создавал алтарные картины для церквей, а также произведения на исторические и мифологические сюжеты: древние и современные, не забывая и портреты.

Он путешествовал по Испании, занимался продажей произведений искусства, стал деловым партнером издателя и коммерсанта Франсуа Ланглуа. В то время как крупные декоративные проекты того времени доставались другим художникам, таким как Симон Вуэ, который в 1627 году вернулся во Францию из Италии, Виньон продолжал пользоваться авторитетом в кругах известного литературного салона Отеля де Рамбуйе. Между 1651 и 1653 годами Анна, герцогиня де Лонгвиль, поручила ему украсить галерею замка Ториньи. С 1623 по 1638 год он написал несколько картин для Собора Парижской Богоматери.