Меллан, Клод


Клод Меллан (фр. Claude Mellan; 23 мая 1598, Абвиль (ныне департамент Сомма) — 9 марта 1688, Париж) — французский живописец и выдающийся гравёр, виртуоз техники гравирования резцом на меди. Один из первых французских художников-гравёров, мастеров гравированных портретов по собственным рисункам[1].

Клод Меллан, по одним сведениям, родился в семье жестянщика, по другим — таможенного чиновника[2]. Его первые учителя не установлены.

В 1624 году Меллан благодаря финансовой помощи Никола-Клода Фабри де Пейреска отправился в Италию, в Рим, где некоторое время изучал гравюру у Франческо Вилламена, который умер в том же году. Затем он учился у французского живописца Симона Вуэ, который с 1614 года жил в Риме. Вуэ поощрял Меллана рисовать с натуры, считая это необходимым как для гравюры, так и для живописи. Меллан гравировал некоторые работы Вуэ, а также начал рисовать небольшие портреты с натуры. Первые гравюры Меллана выполнены по рисункам других художников в традиционной технике. В Риме Клод Меллан познакомился с выдающимися художниками: Никола Пуссеном, Пьером Миньяром, Клодом Лорреном, Джанлоренцо Бернини.

Меллан вернулся во Францию в 1636 году и поселился в Экс-ан-Провансе. В эти годы он по заданию Фабри де Пейреска гравировал географическую карту Луны, но в 1637 году переехал в Париж и поселился в Лувре. Он скончался в 1688 году в Париже в возрасте восьмидесяти девяти лет.

После 1631 года Клод Меллан работал над гравюрами для «Галереи Джустиниани»: изображений античных статуй из собрания маркиза, коллекционера и мецената Винченцо Джустиниани. Этим проектом руководил Иоахим фон Зандрарт[3].

Несколько позднее в Париже Клод Меллан начал применять своеобразную технику, в которой вместо моделирования формы светотенью перекрёстной штриховкой он использовал систему параллельных линий, регулирующих тональные нюансы, варьируя нажим на резец. Особенно примечательна в этом отношении его гравюра «Лик Христа», также называемая «Сударий Святой Вероники», или «Плат Вероники» (Le Linge de sainte Véronique, 1649). По определению В. Г. Власова: