Миньяр, Пьер


Пьер Минья́р, или Миньяр Ри́мский (фр. Pierre Mignard, Mignard le Romain; 17 ноября 1612, Труа, Шампань — 30 мая 1695, Париж) — французский живописец академического направления эпохи «Большого стиля Людовика XIV», младший брат Николя Миньяра Авиньонского. Главный оппонент Шарля Лебрена в споре «пуссенистов» и «рубенсистов» в Королевской Академии живописи и скульптуры. Отстаивал позиции последних. Его собственная "историческая живопись и портреты характерны своеобразным «барочным академизмом» и театральностью композиции[1]. Директор Королевской академии живописи и скульптуры, с 1690 года — первый живописец короля.

Пьер Миньяр родился в Труа в семье ремесленников Пьера и Мари Галлуа. Его старший брат Николя Миньяр Авиньонский (1606—1668) также был художником: рисовальщиком, историческим живописцем и гравёром-офортистом[2].

С 1624 года Пьер учился в мастерской Жана Буше в Бурже. Вернувшись в Труа, работал у скульптора Франсуа Жанти. Вскоре уехал в Фонтенбло[3] — столицу искусствa эпохи французского Ренессанса и своеобразной школы, созданной итальянскими мастерами Франческо Приматиччо и Россо Фьорентино.

Под покровительством маршала Витри Пьер Миньяр стал учеником Симона Вуэ, в мастерской которого повстречал своего будущего соперника Шарля Лебрена, познакомился с Эсташем Лесюэром и Шарлем-Альфонсом Дю Френуа, с которым подружился.

В 1635 году Миньяр уехал в Рим, где жил и работал в течение следующих двадцати двух лет. По причине столь длительного проживания в Риме он и получил прозвание «Миньяр Римский» (Mignard le Romain)[4]. В Риме он также познакомился с выдающимся живописцем Никола Пуссеном, художником Сассоферрато, и Анной Аволарой, дочерью архитектора, в которую он влюбился, но на которой женился только в 1660 году из-за различных препятствий, и от которой он позднее имел четырёх детей. Как живописец Миньяр испытал влияние римской и болонской школ живописи, таких мастеров как Агостино Карраччи, Франческо Альбани, Доменикино, Пьетро да Кортона, Андреа Сакки, Сассоферрато. Вместе с другими художниками, по заказу брата кардинала Ришельё А. Л. дю Плесси, снимал копии с фресок Агостино и Аннибале Карраччи в Палаццо Фарнезе.

Пьер Миньяр получил особую известность многочисленными изображениями Мадонны с Младенцем. Они были настолько популярны, что их называли «Миньярдисами» (Mignardises). Он также писал алтарные картины. Его соотечественник Никола Пуссен подрядил Миньяра для копирования своих произведений. Миньяр также работал мастером репродукционной гравюры, воспроизводил в гравюрах живописные оригиналы Аннибале Карраччи. В это время Миньяр также на протяжении всей жизни интересовался портретной живописью и писал портреты пап, кардиналов и выдающихся представителей римской аристократии. Он также побывал в Северной Италии, посетил Болонью, Парму, Мантую, Флоренцию и Венецию.