Управляемая ракета «воздух — воздух»


Управляемая ракета класса «воздух — воздух» (УР «В-В», также — УР ВВ, РВВ) — авиационная управляемая ракета, предназначенная для поражения летательных аппаратов. В англоязычной литературе обозначается как AAM (сокращение от англ. air-to-air missile). Первые управляемые ракеты данного класса появились в конце Второй мировой войны в Великобритании, Германии и США, хотя проекты оружия подобного рода разрабатывались ещё в 1930-х годах. Первая победа в воздушном бою с помощью управляемой ракеты «воздух — воздух» была одержана 24 сентября 1958 года[1][прим. 1]. Ракеты «воздух — воздух» классифицируются по дальности и типу головки самонаведения.

Первый детально проработанный проект ракеты «воздух — воздух» был создан в Великобритании в 1943 году. «Артемида» имела полуактивное радиолокационное наведение с необычным коническим сканированием вращающейся головкой самонаведения. По экономическим причинам и ввиду очевидной деградации наступательных способностей Люфтваффе во второй половине войны проект не был реализован[2].

Интенсивные опыты по наведению авиационной ракеты на самолёт были предприняты в Германии во время Второй мировой войны[3]. Во время массированных налётов союзников люфтваффе столкнулось с недостаточной эффективностью поражения тяжёлых бомбардировщиков применявшимся пушечным авиационным вооружением, в результате чего стали разрабатывать очередное «чудо-оружие», способное уничтожить бомбардировщик с безопасного для самолёта-истребителя расстояния. Вначале на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков союзников применялись неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) R4M[4]. Далее усилия немецких конструкторов привели к созданию опытных образцов специализированных ракет «воздух — воздух», таких как Ruhrstahl X-4[5].

США также занимались разработками УРВВ в годы Второй мировой, создав ракеты Hughes JB-3 Tiamat и Martin Gorgon как способ борьбы с германскими реактивными бомбардировщиками. Обе ракеты были сочтены морально устаревшими вскоре после войны и так и не были приняты на вооружение. Сразу же после войны (в 1946 году) ВВС США начали разработку новой ракеты, AAM-A-1 Firebird, но хотя ракета успешно прошла испытания в 1947—1949 годах, её характеристики были также сочтены недостаточными на фоне стремительно совершенствующейся реактивной авиации.