Гедда, Николай


Никола́й Ге́дда, полное имя Га́рри Гу́став Никола́й Ге́дда (швед. Harry Gustaf Nikolai Gedda; 11 июля 1925, Стокгольм, Швеция — 8 января[2] 2017, Толошна, Швейцария[2][3]) — шведский оперный певец (тенор).

Родился в Сёдермальме, районе Стокгольма; мать (семнадцатилетняя официантка Клэри Линнеа Линдберг) была шведкой, отец (Николай Гедда) — наполовину русским и наполовину шведом[4]. С раннего детства рос в семье тётки со стороны отца — уроженки Риги Ольги Гедды (1892—1985) и позже отчима, уроженца Новочеркасска Михаила Устинова (?—1963)[5], который после революции эмигрировал и сначала пел в эмигрантском кубанском казачьем хоре, а затем стал псаломщиком в православных церквях Лейпцига и Стокгольма. В этом же доме жили и его биологические родители, которых он считал дядей и тётей[6].

Детство артиста прошло в Лейпциге, где пятилетним мальчиком он начал петь в хоре, которым руководил отец. Однако серьёзно заниматься пением он стал значительно позже, в 1949 году, у известного вокалиста и педагога Карла Эмана. Затем он продолжил образование в оперной школе при музыкальной академии в Стокгольме. Дебют состоялся в 1951 году на сцене Шведской королевской оперы в опере Генриха Зютермайстера «Красный сапог», а через год он исполнил партию Шаплу в опере Адана «Почтальон из Лонжюмо», которая принесла ему известность. В 1953 году впервые выступил в театре «Ла Скала», исполнив партию дона Оттавио в опере-буффа Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Затем выступил в трилогии Карла Орфа «Триумфы» на той же сцене.

В Америке он в течение десяти лет брал уроки у Паолы Новиковой[фр.], которой было тогда около 60 лет. Новикова утверждала, что является единственной ученицей Маттиа Баттистини, имевшего славу лучшего итальянского баритона[7].

В течение 22 лет, начиная с 1957 года, был ведущим солистом театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке. За это время певец исполнил практически весь теноровый репертуар как в классических операх (Гофман в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Герцог в «Риголетто» Верди, Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Эдгар в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, вагнеровский Лоэнгрин, Герман и Ленский Чайковского, Фауст Гуно и др.), так и современных постановках (например, на премьере комической оперы Менотти «Последний дикарь»).

Говорил и пел на семи языках (в том числе на русском), в совершенстве владея ими. Помимо оперной карьеры, вплоть до 1990-х годов певец давал многочисленные сольные концерты и делал записи. С 1980 года гастролировал в СССР.