Городская реформа Александра II


Городская реформа 1870 года — одна из либеральных реформ императора Александра II, изменившая принципы городского самоуправления и повысившая возможности населения контролировать и развивать своё городское хозяйство.

Её основным законодательным актом было Городовое положение 16 июня 1870 года. Органы самоуправления стали всесословными и получили расширенные экономические права, что позволило им значительно активизировать свою хозяйственную и общественную деятельность. Круг избирателей, однако, оставался очень узким, а административный контроль — сильным.

В 1892 году контрреформа Александра III сменила положение 1870 года новым, значительно более ограничительным, хотя и исправившим некоторые недостатки предыдущего.

К 1861 году в Европейской России и Сибири насчитывалось 738 городских поселений разного типа: 60 губернских и областных центров, 506 уездных, 125 заштатных и 47 посадов[1]. В них проживало около 6 млн человек[2]. Однако подавляющее большинство этих поселений были малы (в середине 1840-х годов всего 62 города насчитывали более 10 тыс. человек), имели незначительные доходы (большая часть которых к тому же поглощалась обязательными расходами на содержание войск, полиции и т.п.) и слабое разделение труда, население многих из них занималось земледелием и жило в условиях, мало отличимых от сельских[3]. После отмены крепостного права заметно усилился приток в города и крестьян, и лишившихся дохода помещиков[4].

Основу законодательства по городскому самоуправлению составляла Жалованная грамота городам, данная Екатериной II в 1785 году. Однако проведение в жизнь её положений, теоретически довольно прогрессивных, затруднялось как неразвитостью городов, так и сословными предрассудками и административным гнётом. Дворяне, как правило, считали ниже своего достоинства заседать в одних учреждениях с податными людьми, и шестигласные думы, которые должны были включать по одному представителю от каждого городского сословия, к 1820-м годам окончательно стали купеческо-мещанскими собраниями; общие же думы вообще практически исчезли. Реальные возможности органов самоуправления, особенно по расходованию имевшихся средств, были крайне ограничены. Распорядительная власть в городах принадлежала в основном полицейским чиновникам (полицмейстерам в столицах и губернских городах, городничим в уездных), наделённым чрезмерно широкими полномочиями и обременённым избыточными задачами[5][6][7].