Григайтис, Карл Леопольдович


Карл Леопольдович Григайтис (1896—1982) — офицер Военно-морского флота, инженер-механик, участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник Научно-исследовательского института военного кораблестроения, один из первых подводников, награждённый орденом Ленина, инженер-капитан 2-го ранга.

Карл Леопольдович Григайтис родился 10 (22) апреля 1896 года в имении Дробужж Венденского уезда Лифляндской губернии (ныне Латвия) Российской империи в семье безземельного крестьянина. По национальности — латыш. Окончил начальное училище и один класс Венденского городского училища. С 1908 года работал подмастерьем в слесарно-кузнечной мастерской, а затем рабочим на заводе Рейтера в городе Зендене (ныне Цесис, Латвия)[1].

В 1915 году был призван на службу матросом в Российский императорский флот. В 1916 году окончил класс машинных унтер-офицеров Учебного отряда подводного плавания в Либаве. С сентября 1916 по 1918 год служил мотористом на подводной лодке (ПЛ) «Тигр» 2-го дивизиона дивизии подводных лодок Балтийского моря. Лодка принимала участие в Первой мировой войне, совершила 12 походов, в ходе которых несла позиционную и дозорную службу, прикрывала минные постановки и действия лёгких сил флота. В 1917 году экипаж лодки принимал активное участие в Февральской и Октябрьской революциях, а затем перешёл на службу советской власти[2].

С 1918 года служил на ПЛ «Тигр» в Морских Силах Республики. В феврале — мае 1918 года участвовал в «Ледовом походе» кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. В июле ПЛ «Тигр» перешла на Ладожское озеро, базировался в Шлиссельбурге, в конце 1918 года вернулась на Балтику, после ремонта участвовала в разведывательном походе по Финскому заливу, на базу возвращалась сквозь сплошной лёд, за ледоколом. В 1922 году лодка была переименована в «Коммунар» и вскоре поставлена на капитальный ремонт[2].