Эхо (грот)


Грот «Э́хо» с подземным ходом — комплекс сооружений на территории музея-заповедника «Гатчина», грот на берегу Серебряного озера в Дворцовом парке и подземный ход, который соединяет грот с подвалами Большого Гатчинского дворца. Подземная галерея является единственным подобным объектом среди всех дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга[⇨]. Весь комплекс создан в 1770-х годах архитектором А. Ринальди одновременно со строительством дворца для тогдашнего хозяина Гатчины князя Г. Г. Орлова[⇨].

Архитектурный каприз, задуманный с увеселительными целями, был выстроен согласно представлениям классицизма и получил своё название благодаря акустическим особенностям сооружения: для подземного тоннеля характерен ярко выраженный эффект эха[⇨]. Подземный ход, к которому через подвалы имелся доступ из парадных залов и личных покоев центрального корпуса дворца, с XIX века также связывался с именем ещё одного владельца Гатчины, императора Павла I, якобы предусматривавшего возможность бегства по нему из дворца в случае возникновения угрозы его жизни[⇨].

В 1770-х годах[1], одновременно со строительством Большого Гатчинского дворца[2], был устроен подземный ход из его подвалов к западному берегу Серебряного озера, завершавшийся гротом. Гатчина в тот период принадлежала светлейшему князю Г. Г. Орлову, автором проекта дворца и создателем подземного хода с гротом стал итальянский архитектор Антонио Ринальди[1][3].

Такое сооружение как грот было миниатюрной «архитектурной затеей», типичной для романтического пейзажного парка[5]. При этом идея и облик подземного хода и грота, как и облик самого дворца, в какой-то степени могли быть связаны с увлечением английской архитектурой, которое во времена строительства дворца в Гатчине было всеобщим, как пишет исследовательница Д. А. Кючарианц[6]. Если для регулярных парков и эпохи барокко была характерна трактовка грота в качестве монументальной постройки (Д. А. Кючарианц и А. Г. Раскин приводят в роли примеров гроты Константиновского дворца и Большого каскада в Петергофе) или паркового павильона, украшенного колоннами, скульптурой, морскими раковинами (такие памятники XVIII века как «Грот» Летнего сада, одноимённый павильон в Екатерининском парке Царского Села или аналогичное сооружение в усадьбе Кусково в Москве), то гроты эпохи классицизма были расположены в укромных местах пейзажных парков и отличались подчёркнутой естественностью своего внешнего вида[1].