Грот (архитектура)


Грот (фр. grotte, итал. grotta) — тип паркового сооружения или архитектурного каприза, кладка и отделка которого (камни, раковины и мелкие ракушки, блоки зернистого туфа), имитируют естественный грот. Краткое определение: парковое сооружение, имитирующее естественную пещеру[1]. Гроты сооружали в качестве архитектурного оформления родника, источника (крены), фонтана. Наибольшее распространение гроты получили в европейской архитектуре XVII—XVIII веков, в эпоху классицизма и барокко в форме отдельно стоящего паркового павильона.

Естественная пещера — самое раннее пристанище человека, приспособленное под жильё, до появления землянок, шалашей и других искусственных построек, давших начало искусству архитектуры согласно модели, называемой «Хижиной Витрувия». Таинственная суть грота — пещеры, наполненной тенями, — популярный мотив античной мифологии (например, пещера Полифема). В гроте своим пением и игрой на лире очаровывал животных, двигал деревья и скалы легендарный певец Орфей. «Символ пещеры» — знаменитая аллегория, использованная древнегреческим философом Платоном в 7 книге диалога «Государство» для пояснения своего учения об иллюзии видимого мира. Философ-неоплатоник Порфирий в трактате «О пещере нимф» (лат. De antro nymph) дал подробное истолкование гомеровскому и платоновскому образу пещеры: пещера — средоточие природных сил, люди видят только внешнюю сторону мира, но истинная реальность является областью «нимфического» (лат. regio nymphidica), она недоступна людям, но является в музыке, поэзии и живописи[2].

В римской истории пещера служила местом мистических ритуалов: там нимфа Эгерия сообщала пророчества царю Нуме Помпилию, в гроте у Таррацины чудом избежал смерти император Тиберий. Тайные помещения сопровождали устройства нимфеумов — святилищ, посвящённых водным нимфам, которые сооружали у источника воды или водоема. Искусственные «пещеры нимф» находились в древних Геркулануме и Помпеях. В Поццуоли, в окрестностях Неаполя, сохранился вблизи берега Авернского озера древний пещерный ход (итал. passetto), связывавший озеро с морем (в наше время наполовину засыпан), а в близлежащих Кумах — пещера, которая считалась одним из входов в Аид. В этой пещере, по преданию, жила кумская Сивилла.

В сооружениях древнего Рима: в жилых домах Помпей, римских термах, в помещениях терм Тита и Траяна, возведённых на руинах «Золотого дома» императора Нерона, сохранились декоративные росписи, открытые в XV веке, которые по ассоциации с полузасыпанными землёй руинами античных сооружений назвали «гротесками».