Декупаж


Декупа́ж (фр. découpage — разрезание, вырезание) — техника вырезания ажурного изображения, при которой в композиции активно используются и фигура, и остатки материала в виде фона, сохраняющие силуэт вырезанной фигуры. При этом появляется возможность создания «игры фигуры и фона», которую часто используют художники[1]. Однако такие приёмы важно отличать от коллажа и мозаики, в частности инкрустации, интарсии или маркетри. Тем не менее в массовой культуре в настоящее время значение термина «декупаж» как частного технического приёма аппликации необоснованно расширяют вплоть до отождествления с общим понятием инкрустации или декоративного приёма деколлажа.

Для создания изображения в технике декупажа пользуются ножом, ножницами, цветной бумагой или «калькой» для перевода полученной фигуры в более твёрдые материалы. В технике декупажа часто используют различные шаблоны и трафареты, предполагающие последующую аппликацию. Полученные изображения иногда наклеивают или отпечатывают на какие-либо изделия. В этих случаях способ декорирования называется деколлажем. На изделиях из фарфора — декалькоманией (по принципу «переводной картинки»).

Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Похожие приёмы, как составляющие технику аппликации, упоминаются в конце XV века в Китае, где вырезанные картинки стали использовать для украшения мебели. В XVII веке в странах Западной Европы в моду входила мебель «шинуазри», украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали тридцатью-сорока слоями защитного лака, придававшими изображению иллюзорную глубину.

Декупаж был моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и придворные дамы велели использовать подобные приёмы для украшения мебели. Художественный приём «игры фигуры и фона» породил новую разновидность техники, получившую название «декупюр» (фр. découpure). Многократно повторяющиеся элементы изображения, вырезанные по шаблону, меняются местами, поворачиваются вокруг оси симметрии. Декупюры использовали для создания анаморфоз, различного рода обманок, построения орнаментальных рядов и раппóрта из повторяющихся элементов, симметрично удвоенных (симультанных) изображений. Подобные приёмы использовал знаменитый французский мастер-мебельщик второй половины XVII века Андре-Шарль Буль. Мастер складывал в один «пакет» эффектно контрастирующие по цвету и фактуре материалы: красную медь, жёлтую латунь, серебро или матовое олово, тёмно-вишнёвый с разводами панцирь черепахи, слоновую кость и сияющий перламутр. Затем он выпиливал по заранее приготовленным шаблонам рисунок, применяя инверсию, или декупюр: он менял местами «первую фигуру» (première partie) и фон (contrapartie) одного и того же рисунка, чередуя светлые и тёмные тона[2].