Военный планёр


Военные планёры (в отличие от обычных планёров) использовались в основном во Вторую мировую войну вооруженными силами многих стран для доставки войск[англ.] и тяжёлого вооружения в зону боевых действий. До места доставки военные планёры буксировались военными транспортными самолётами или бомбардировщиками. В сцепке — планёрном поезде, мог быть один или несколько планёров. Отделившись от буксирующего самолёта, они могли продолжать управляемый полёт на десятки километров и бесшумно приземляться на небольшие грунтовые площадки. Односторонний характер миссий подразумевал одноразовое использование, что вело к строительству планёров из дешевых материалов, таких как древесина и ткань.

В отличие от парашютистов, разбросанных по зоне высадки, планёры могли высадить войска в большей концентрации именно в районе цели. Большие планёры были рассчитаны для доставки лёгких танков, противотанковых или зенитных орудий. Это повышало боеспособность десанта по сравнению с легковооружёнными парашютистами. В СССР пытались реализовать проект доставки лёгких танков с воздуха. Этот проект назывался А-40 и не был реализован до конца.

Ко времени Корейской войны (1950—1953) военно-воздушные силы практически всех стран мира отказались от концепции десантных планёров, сконцентрировав своё внимание на развитии транспортных самолётов для доставки и десантирования тяжёлой техники и вертолётов для доставки или эвакуации солдат.

Единичные попытки создания военных планёров в СССР относятся к концу 1920-х — началу 1930-х годов. В 1932 году по идее П. И. Гроховского был построен десантно-транспортный планер Г-63. В 1936 году Г. Ф. Грошевым по заданию начальника ВВС РККА Я. И. Алкниса был построен 4-местный планер ГН-8[1].

23 января 1940 года ЦК ВКП(б) принимает решение о создании в Наркомате авиапромышленности Управления по производству десантно-транспортных планеров под руководством В. С. Куликова. Главным инженером назначается П. В. Цыбин. Осенью этого-же года проводится всесоюзный конкурс на разработку модели военного планера. По итогам конкурса 1-ю премию получает 5-местный проект РФ-8 О. К. Антонова, впоследствии модернизированный до 7-местного и названый А-7. В июне 1941 года О. К. Антонов, В. К. Грибовской и П. В. Цыбин получают технические задания на разработку массовых моделей военных планеров[2].

Самыми массовыми моделями были 11-местный Г-11 Грибовского (около 500 экземпляров до 1948 г.) и А-7 Антонова (около 400 экземпляров). Небольшими сериями строились тяжелые транспортные планёры КЦ-20 Цыбина (68 экземпляров в поселке Лопатино под Казанью). В совокупности было построено около 1000 экземпляров.