Диевтуриба


«Ди́евтуриба» (латыш. Dievturība — «Богопочитание», от латыш. Dievs[1] — Бог, и в христианском понимании, и в древней индоевропейской традиции) — латышское неоязыческое новое религиозное движение[2][3][4], одно из направлений балтийского неоязычества, возникшее в 1920-е годы в Латвии. Последователи движения называют себя «диевтурами» — «богопочитателями»[1]. Основной задачей ставят реконструкцию дохристианских верований, которые существовали на территории Латвии, — по этнографическим, историческим и археологическим источникам.

Значительное место в диевтурибе занимают элементы латышского фольклора, особенно дайны. В качестве реконструкции диевтуриба отличается от язычества древних балтийских племён, населявших территорию современной Латвии.

Истоки религиозно-общественного движения «Диевтуриба» восходят к периоду формирования латышской интеллигенции в 1860-е годы, когда она начала осмыслять традиции предков, привнесла в общественное сознание романтическое, мифологическое восприятие балтийских древностей, желание сопоставить их с другими культурами[1]. Самым ярким выражением этих поисков стало создание национальных эпосов, из которых общее признание получил «Лачплесис» Андрея Пумпура.

В начале XX века в Европе получило популярность течение в этнологии, исследовавшее культурную сущность «арийского пранарода» и ставшее в идеологической основой нацизма и идеи превосходства «арийской расы».

Движение было основано Э. Брастиньшем[lv] (1892-1942) - представителем целого поколения латышских студентов-художников. В 1915 г. он окончил Высшую школу искусств барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Шла Первая мировая война, поэтому выпускник художественного вуза направился в Павловское военное училище, по окончании которого был назначен командиром стрелкового полка.

После провозглашения независимости Латвии вернулся на родину, участвовал в Боях за независимость, закончив их в чине полковника. В 1921 году стал заведующим Военным музеем в Риге, а затем работал в экспедиции Министерства просвещения по исследованию исторических городищ, выпустив 4 тома с чертежами, рисунками и описаниями всех 282 археологических памятников этого типа. Работал в Рижском городском техникуме преподавателем истории графики и живописи.