Дионисий Парижский


Диони́сий Пари́жский (фр. Saint Denis, Сен-Дени, лат. Dionysius, Дионисиус) — христианский святой III века, первый епископ Парижа, священномученик. Один из наиболее почитаемых святых во Франции, которому посвящено много церквей, и чье имя носит ряд населённых пунктов (см. Сен-Дени).

Старейшим из сохранившихся жизнеописаний святого являются «Страсти святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (лат. Passio SS. Dionysii Rustici et Eleutherii), датируемые 600 годом[источник не указан 1908 дней]. О святом Дионисии упоминает также Григорий Турский, историк и святой VI века.

По преданию[источник не указан 1908 дней], Дионисий проповедовал христианство в Риме, а затем в германских землях и в Испании. Его сопровождали пресвитер Рустик, святой Регул и диакон Елевферий. Затем Дионисий и его сподвижники начали проповедовать в Галлии. Дионисий, согласно преданию, стал первым епископом Лютеции (Парижа). Во время преследования христиан языческими властями все три проповедника были схвачены и брошены в темницу. Наутро мученики были обезглавлены на вершине Монмартра (ныне в черте Парижа). Именно в связи с казнью трёх святых эта гора и получила своё современное имя (фр. Montmartre — гора мучеников). Святой Дионисий взял свою голову, прошествовал с ней до храма и только там пал мёртвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Согласно древнему западному преданию, восходящему к мнению Хилдуина, аббата монастыря Сен-Дени в IX веке, Дионисий Парижский является не кем иным, как Дионисием Ареопагитом, о котором говорится в книге Деяний апостолов. По этому преданию, повинуясь откровению, он оставил на афинской кафедре своего преемника Публия и пришёл в Рим. И уже из Рима, по поручению римского епископа Климента, отправился с Рустиком и Елевферием в Галлию[источник не указан 1908 дней].

Вопрос об отождествлении двух Дионисиев — Парижского и Афинского — был предметом дискуссии церквей об апостольском происхождении[источник не указан 1908 дней].

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что это произошло по приказу правителя Галлии, Сисиния «по одним известиям, при Валериане, в 253—260 годах, а по другим — при Максимиане Геркулии, в 286—292 годах»[2]. Русская православная церковь принимает датировку второй половиной III века[3].