Гвиди, Доменико


Доменико Гвиди (итал. Domenico Guidi; 6 июня 1625, Торано, Каррара — 28 марта 1701, Рим) — итальянский скульптор эпохи барокко. Работал главным образом в Риме, но его произведения известны и за пределами Италии.

Доменико родился 6 июня 1625 года в Торано, местечке, которое ныне является частью Каррары. Его отец Джованни торговал мрамором (Каррара славится своими мраморными карьерами), а мать Анджела Финелли приходилась сестрой известному скульптору Джулиано Финелли.

В 1639 году Доменико Гвиди покинул родную Каррару и отправился в Неаполь, чтобы помочь своему дяде в создании бронзовых статуй, изображающих местных святых, для городского собора. Здесь он научился искусству «рисования и ваяния», а также модельному делу у Грегорио де Росси, который занимался изготовлением слепков с моделей Финелли[1].

После бегства из Неаполя в 1647 году во время восстания Мазаньелло, с 1648 года Гвиди находился в Риме. Его дядя Финелли враждовал Джованни Лоренцо Бернини, поэтому Гвиди поступил в мастерскую другого скульптора: Алессандро Альгарди, с которым сотрудничал во многих работах. Он трудился там с другим учеником: Эрколе Феррата (позднее учеником и помощником Бернини), над различными проектами, например, над композицией «Видение святого Николая» для римской церкви Сан-Никола-да-Толентино, завершённой в 1655 году.

Произведения Гвиди ценили как в Риме, так и в других городах Италии. В 1651 году он стал членом престижной Академии Святого Луки в Риме, председателем (рrincipe) которой он был в 1670 и 1675 годах. После смерти Альгарди в 1654 году Доменико Гвиди работал самостоятельно, открыл собственную скульптурную мастерскую. Показал себя плодовитым мастером и незаурядным предпринимателем, выручавшим из своего предприятия большие доходы. Он выполнял заказы, поступавшие к нему со всей Италии, а также из Франции, Германии и Мальты. После смерти Джанлоренцо Бернини, Эрколе Феррата и Антонио Раджи он стал самым востребованным скульптором Рима. Благодаря сотрудничеству с французским живописцем и декоратором Шарлем Лебреном творчество Гвиди оказало влияние на развитие искусства скульптуры во Франции. После кончины Альгарди в 1654 году Гвиди сотрудничал с французским скульптором, работавшим в Риме Пьером-Этьеном Монно, с которым он создавал алтарь в правом трансепте церкви Санта-Мария-делла-Виттория с композицией «Сон Святого Иосифа» (1695—1699), расположенный напротив шедевра самого Бернини «Экстаз святой Терезы» в той же церкви.

Доменико Гвиди сумел сделать очень много. Среди его произведений надгробие Натале Рондинини (1657) в римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо, надалтарный рельеф «Оплакивание Христа» в Капелле-ди-Монте-ди-Пьета (1667—1676). К самым известным работам относятся горельеф «Святое семейство с Иоанном Крестителем, его родителями Захарием и Елизаветой» (1676—1683) в главном алтаре церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне на площади Навона, «Милосердие» для гробницы Орацио Фальконьери и Оттавии Саккетти в апсиде базилики Сан-Джованни-деи-Фиорентини.