Дореволюционный период истории санкт-петербургского трамвая


Данный раздел посвящён становлению Петербургского трамвая, начиная с конных железных дорог до 1917 года.

Первый рельсовый уличный транспорт появился почти за полвека до электрического трамвая: в 1860 году в Петербурге открыли конно-железную дорогу, или в простонародье «конку»[1]. Первая открытая в городе линия была грузовой и предназначалась только для перевозки товаров между биржей и пристанями Васильевского острова на Большой Неве. Линия имела стандартную железнодорожную ширину колеи в 1524 мм, была однопутной с несколькими разъездами[2].

В сентябре 1863 года товариществом Конно-железных дорог за свой счёт была открыта сеть дорог, впервые предназначенная не только для перевозки грузов, но и для перевозки пассажиров[3]. Конно-железная дорога была однопутной с несколькими разъездами. Она включала линию от Варшавского вокзала через Николаевский мост к существовавшей линии конки на Васильевском острове и линию от Николаевского вокзала через Дворцовый мост на Васильевский остров. Эти линии соединялись между собой двумя ветками: одна — от начала Невcкого проспекта по Конновардейскому бульвару и другая — от Невского проспекта по Большой Садовой улице. С 11 часов вечера до 9 утра дорога работала на транспортировке грузов, а в остальное время перевозила пассажиров. Максимальная скорость перевозки, согласно уставу товарищества, была ограничена 11 км/ч. В 1864—1865 годах на конке было перевезено 2 млн пассажиров[4][5].

К моменту пуска первой линии электрического трамвая конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. После появления электрического трамвая в 1907 году конка постепенно вытеснялась им, 8 сентября 1917 года она исчезла окончательно. Первая линия парового трамвая или в простонародье — «паровика» была проложена в 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и Второму Муринскому проспекту, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги». Паровой трамвай имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность. Из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая «паровик» не получил развития — линия парового трамвая от Знаменской площади по Шлиссельбургскому проспекту до села Рыбацкое стала последней. Также в начале 1880-х годов была проложена линия паровика по набережной Лиговского канала[6]. Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. Как пассажирский транспорт паровой трамвай ненамного пережил конку (последний рейс в 1922 году), однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.

В 1880 году в городе прошли первые испытания электрического вагона изобретённого Фёдором Пироцким, прототипа трамвая. Владельцы конок препятствовали развитию нового транспорта, и в 1895 году электрический трамвай был запущен по льду Невы, поскольку закон ограждал коночников от конкуренции на улицах города. Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети врезались прямо в лёд.