Драккар


Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавского Dreki — «дракон») — узкая парусно-гребная ладья викингов, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна — «длинный корабль» (Langskip). Принято считать, что драккар — «большой длинный корабль»[источник не указан 238 дней]. В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka. В зависимости от языка написание слова может варьироваться.

Драккары являлись самыми большими боевыми кораблями и их постройка стала возможной лишь после установления в скандинавских странах власти королей, когда достаточные средства были сосредоточены в одних руках . Длина наиболее крупных драккаров достигала 36 метров . На носу крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты. Не каждый корабль с головой дракона на носу был драккаром — голова дракона символизировала высокий статус владельца судна, а сам корабль мог быть любым. При приближении к дружественным землям голова дракона убиралась — по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов. Если викинги желали мира, вождь с носа драккара показывал щит, внутренняя сторона которого была выкрашена в белый цвет. Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Большие корабли имели до 35 пар вёсел («Великий Змей», построенный для короля Олафа Трюггвасона зимой 999/1000 года) и развивали скорость до 10—12 узлов, что для кораблей такого класса может считаться выдающимся показателем. Но, по данным учёных, большинство драккаров, использовавшихся в эпоху викингов — имели 20-25 пар вёсел[источник не указан 2323 дня]. Драккары отличались многофункциональностью — корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.