Духовные семинарии Русской православной церкви


Духовные семинарии Русской православной церкви — учебные заведения Русской православной церкви, готовящие своих студентов для служения в виде пастырской, преподавательской и научно-богословской деятельности. В настоящее время семинарии Русской православной церкви являются высшими учебными заведениями и выдают дипломы бакалавра, а некоторые и магистра. При большинстве семинарий с 1990-х годов существуют регентские и иконописные отделения.

До XVII века духовное образование в Православии осуществлялось монастырями. В монастырских школах учились даже княжеские дети — здесь находились самые лучшие библиотеки, книги в которых вручную переписывались монахами. В княжеских, архиерейских и приходских школах качество образования и количество учащихся было нестабильным, так как это в значительной степени зависело от возможностей своих покровителей.

Предшественниками современных духовных семинарий стали братские школы, появившиеся на территории оккупированных литовцами и поляками земель бывшей Киевской Руси. В России же, первым духовным учебным заведением современного европейского типа стала Славяно-греко-латинская академия, первоначально располагавшаяся в Заиконоспасском монастыре города Москвы.

С начала XVIII века при архиерейских домах в Российской империи начали учреждаться архиерейские школы. Они были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства, но первоначально не имели целью подготовку только священнослужителей, ввиду нехватки свободных мест для клириков.

«Духовный регламент» 1721 года провозгласил обязательность обучения для детей священнослужителей и причётников. Необученные недоросли подлежали исключению из духовного сословия. «Регламент» поучал: «Когда нет света учения, нельзя быть доброму Церкви поведению, и нельзя не быть нестроению, и многим смеха достойным суевериям, еще же и раздорам, и пребезумным ересям». Согласно «Регламенту», духовные училища содержались на средства архиерейских домов и сборов с монастырских земель.

Курс обучения разделялся на 8 классов, с преподаванием в первом классе латинской грамматики, географии и истории, во 2-м — арифметики и геометрии, в 3-м — логики с диалектикой, в 4-м — риторики и пиитики, в 5-м — физики и метафизики, в 6-м — политики, в 7-м и 8-м — богословия. Латинский, греческий, еврейский, церковно-славянский языки должны были изучаться во всех классах. На деле преподавался только латинский язык, который и стал языком обучения. Даже Священное Писание изучалось по Вульгате[1].