Единая глубоководная система Европейской части России


Единая глубоководная система Европейской части России (ЕГТС) — система внутренних водных путей России протяжённостью 6500 километров, связывающая Белое море, Балтийское море, Онежское и Ладожское озёра, реки Волга, Москва, Кама, Дон, Каспийское и Азовское моря. Образована комплексом из 741 гидротехнического сооружения, входящего в Волжско-Камский каскад ГЭС, каскад гидроузлов реки Дон, Волго-Донской и Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы, которые помимо пропуска судов и выработки электроэнергии, решают комплексные задачи водоснабжения, обводнения рек, поддержания напорного фронта водохранилищ, защиты территории и населения от техногенных катастроф и паводков[1]. Гарантированные глубины на всем протяжении ЕГТС не менее 4,5 метров[2], что позволяет проходить по ней не только речным судам и судам класса река-море, но и небольшим морским судам, в том числе военным кораблям и подводным лодкам в надводном положении или в док-баржах.

Сообщение по рекам в условиях России с древних времён было самым удобным и дешёвым. Строить в лесисто-болотистой местности и поддерживать в хорошем состоянии сухопутные дороги при относительно небольшом, разбросанном на огромной территории населении, было невозможно, а реки давали естественный водный путь летом и хороший по льду зимой. По рекам двигались воинские отряды и купеческие караваны, Волга и Кама с их обширным общим бассейном площадью 1,5 миллиона квадратных километров и выходом через Каспийское море в Персию, давно стали важнейшей торговой магистралью Руси. Вверх по Волге поднимались караваны с солью и пряностями, вниз шли с пушниной и лесом. Второй путь из верховьев Волги в верховья Камы связывал торговый запад Руси с богатыми ресурсами Урала.

Во второй половине XVI века, предположительно в 1569 году, турецкий султан Селим II попытался соединить Дон и Волгу искусственным каналом, который планировал использовать в военных целях, однако задача оказалась слишком сложной для того периода и канал остался недостроенным. Тем не менее, это первая известная попытка создания крупных гидросооружений в волжском бассейне[3].

Разносторонние реформы Петра I дали сильный толчок развитию гидростроительства в России. С выходом Российского государства на Балтику, Пётр задумал связать единым водным путём Балтийское море и Волгу. Его повелением в 1701 году в Москве открывается первая школа инженеров, в которой, в числе прочих, изучается и «слюзное (шлюзное) дело», а в 1708 году была издана «Книга о способах, творящих водохождение рек свободнее», тем самым гидротехника была поставлена на прочную научную основу. Во времена Петра под руководством инженера Михаила Сердюкова в 1703 году была создана Вышневолоцкая система гидросооружений, впервые соединившая водным путём Волжско-Камский бассейн с Балтийским морем через реки Тверца, Цна и искусственный канал со шлюзами.