Екатерина


Екатери́на — женское русское личное имя. По наиболее распространённой версии восходит к др.-греч. Αἰκατερίνη [ai̯kateˈriːnɛː] — «вечно чистая»; гр. καθαρή — «чистый, непорочный»[3][4]. В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера версия о связи с Καθαρίνη отмечена как ошибочная[5]. «Оксфордский словарь личных имён» указывает, что этимология имени Αἰκατερίνη остаётся неясной[1].

Имя Αἰκατερίνη (Αἰκατερῖνα) связано с Екатериной Александрийской, — раннехристианской мученицей, пострадавшей за веру, по преданию, в правление императора Максимина Дазы (начало III века); она стала одной из самых почитаемых святых в христианской традиции. Первые сведения о святой относятся к довольно позднему времени — VI-VII векам; историческая достоверность святой Екатерины является предметом дискуссий[6]. Её имя с ранних жизнеописаний стало интерпретироваться в контексте греческого понятия καθαρή («чистый»; в латинской транслитерации — katharon), что привело к появлению в латинских переводах имени фонемы -th-, изначально в имени отсутствовавшей (имя по латыни стало записываться Catharina). По другой гипотезе, этимология имени восходит к имени Гекаты (Ἑκάτη), — древнегреческой богини лунного света и покровительницы колдовства; однако, согласно «Оксфордскому словарю личных имён», предположение несостоятельно[1].

На Руси имя Екатерина до середины XVII века относилось к редким именам. В переписи Москвы 1638 года упоминаются 441 женщина, из них 12 — носительницы имени, в основном — иностранки, проживавшие в Немецкой слободе[7]. Популяризации имени способствовал царь Алексей Михайлович, назвавший именем Екатерина свою дочь, родившуюся в 1658 году. Незадолго до этого события царю якобы явилась во сне святая Екатерина Александрийская с вестью о рождении дочери; в честь её рождения государь повелел основать монастырь на том месте, где получил благую весть (см. Екатерининская пустынь)[6]. Таким образом, имя вошло в царский именник, что не могло не отразиться на его популярности. В то же время на росте симпатий к имени в России сказывалась и его очень высокая распространённость в Западной Европе в XVII веке. На рубеже XVII—XVIII веков частотность имени в городах составляла уже от 20 до 45 носительниц имени в тысяче учтённых[7].