Екатерининский канал (Московская область)


Екатери́нинский кана́л — построенное в XIX веке гидротехническое сооружение, являвшееся частью ранее проходившей по городским округам Истра, Солнечногорск и Клин Московской области шлюзованной системы, соединявшей Москву-реку и Волгу.

Соединение рек Москвы и Волги для развития торговли планировалось ещё в царствование Петра I. Близость рек Истры (приток Москвы-реки) и Сестры, притока реки Дубны, которая, в свою очередь, является притоком Волги, южнее города Клина планировалось использовать для соединения этих рек каналом. Это создало бы водный путь от Москвы до Петербурга и существенно сократило бы водный путь от Москвы до верхневолжских городов — Твери, Калязина, Углича, Рыбинска, Ярославля, Костромы. По рекам Сестре и Яхроме можно было попасть в город Дмитров.

Проектирование канала на этом участке в 1722 году было поручено Петром I инженеру Георгу Вильгельму де Геннину. Выполненный Геннином проект предусматривал соединение рек Москвы и Сестры и создание сквозного водного пути из Москвы и центральных районов России в Балтийское море через Волгу, Тверцу, Мсту, Волхов, Ладогу, Неву. Трасса канала длиной 228 вёрст должна была проходить от Москвы-реки до реки Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше должен быть прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Подъём воды на пути от Волги до Москвы планировалось осуществить с помощью 127 шлюзов.

Таким образом, этот водный путь по праву можно считать предшественником канала имени Москвы. Впрочем, ввиду несовершенства технических средств в петровское время, отсутствия необходимых финансов и людских ресурсов, проект отложили до лучших времён.

О проекте Петра I вспомнили спустя сто лет, в царствование Николая I. По наиболее распространённой версии, канал понадобился для того, чтобы обеспечить доставку мрамора и гранита из северных губерний Европейской России в Москву для возведения храма Христа Спасителя[1]. Также его предполагалось использовать и для доставки леса. Канал сокращал водный путь от Москвы до столицы на тысячу километров, к тому же он позволял избежать сухопутной перевозки товаров между реками Москва и Шоша для грузов, следующих по этому направлению[2].

В 1824 году Николай I поручает разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. В «петровский» проект канала были внесены некоторые изменения. Общая протяжённость водного пути составила 214 вёрст (примерно 292 км).