Железнодорожный транспорт в Греции


История железных дорог в Греции начинается в 1869 году, после строительства железнодорожной линии между Афинами и Пиреем, часть которой позднее стала частью Афинского метрополитена — одного из старейших в мире. Греция является членом Международного союза железных дорог.

Диолк был первым прототипом железной дороги в Греции. Это дорога-волок, расположенная около города Коринф, на Истмийском перешейке. Она соединяла порты на побережье Эгейского моря и Коринфского залива.

Греция стала независимым государством в 1832 году и рождение нового самостоятельного государства дало начало развитию сети железных дорог. В 1835 году правительством был выдвинут план по строительству первой железнодорожной линии между Афинами и Переем. Спустя 22 года, в 1857 году был подписан контракт на строительство и работы начались. Строительством занимались четыре различные компании и в 1869 году линия протяженностью 8,8 км была завершена[1].

Социально-экономическое развитие Греции в конце XIX века было на низком уровне. Небольшие города, население которых было занято сельским хозяйством, являлись торговыми и экономическими центрами для окружавших их деревень и поселков. Промышленность была крайне малочисленна и сосредоточена в крупных городах, а транспортная система неразвита. Такая ситуация заставила правительство страны задуматься о развитии железнодорожного транспорта на территории Греции, который должен был решить проблему внутренней и внешней изоляции страны. В 1881 году премьер-министр Греции Александрос Кумундурос подписал четыре контракта на прокладку железнодорожных линий шириной колеи 1435 мм, чтобы сделать Грецию крупным центром торговли и коммуникации между Европой и Азией.

В 1882 году на посту премьер-министра Греции Кумундуроса сменил Харилаос Трикупис, который разорвал контракты, заключенные Кумундуросом, заменив их другими. Трикупис имел другое видение развития железных дорог Греции и считал, что они должны простимулировать внутренний экономический рост Греции. Согласно проектам, По северному побережью Пелопоннеса должно было быть проложено 417 км железнодорожных линий с шириной колеи 1000 мм. Также планировалось строительство линии в Фессалии между городами Волос на побережье Эгейского моря и городом Каламбака на другой стороне Фессалийской равнины и строительство линии между Афинами и прибрежным городом Лаврион в Восточной Аттике. Трикупис предпочитал строить железнодорожные линии с шириной колеи в 1000 мм благодаря низким первоначальным затратам. Однако впоследствии, при строительстве железной дороги между Афинами и Ларисой была использована стандартная ширина колеи в 1435 мм, чтобы реализовать проект соединения греческих железных дорог с европейскими. Реализация всех проектов заняла 25 лет.