Жодино (станция)


Жо́дино[1] (бел. Жодзіна) — железнодорожная станция Минского отделения Белорусской железной дороги на линии МинскОрша между остановочными пунктами Жодино-Южное и Пролетарская Победа. Расположена в центре города Жодино Минской области.

Станция сформировалась в 1871 году[2] на построенном в 1870—1871 годах железнодорожном участке Московско-Брестской железной дороги[3] от Смоленска до Бреста1912 года — Александровская железная дорога). В 1877—1879 годах на железнодорожной линии появились вторые пути. 1 июля 1896 года Московско-Брестская железная дорога, а вместе с ней и железнодорожная станция были выкуплены государством.

Изначально, станция являлась малодеятельной, располагавшись в деревне Жодино[4]1963 года — город). Новая эпоха для станции началась в 1948 году с началом возведения в Жодино Белорусского автомобильного завода, который стал основным предприятием обслуживаемым станцией, в 1951 году станция стала обслуживать и возведённую рядом теплоэлектроцентраль (ТЭЦ)[5]. В 1974 году станция была электрифицирована переменным током (~25 кВ) в составе участка Минск — Борисов[6].

Станция является крупной промежуточной станцией на линии Минск — Орша с железнодорожным вокзалом, билетными кассами и путевым развитием.

Путевое развитие станции насчитывает более десяти путей, от станции идут множественные ответвления к Белорусскому автомобильному заводу, Жодинской ТЭЦ, Кузнечному заводу тяжёлых штамповок, ООО «Илмакс», ОАО «Свитанак» и ОАО «Пилостройматериалы»[7]. На станции осуществляются приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках, на железнодорожных путях необщего пользования и приём и выдача грузов, требующих хранения в крытых складах[8]. Для обслуживания грузов на станции имеются крытый грузовой склад площадью 228,6 м² (в собственности ТЛЦ «Минск») и высокая грузовая платформа у пути № 14 с одновременной выгрузкой (погрузкой) двух вагонов.

Для обслуживания пассажиров на станции имеется здание пассажирского вокзала с залом ожидания и билетными кассами (касса № 1 работает круглосуточно[9], № 2 — с 7 до 19 часов). Для посадки-высадки пассажиров используются три низкие платформы длиной от 240 до 270 метров, две платформы — островные, одна, расположенная на пути в направлении Орши — береговая. Выходы со станции ведут к Партизанской и Комсомольской улице.