Задвижной штык (узел)


Задвижно́й штык (англ. Rolling Hitch[15]) — морской схватывающий временный узел. Является одним из часто используемых узлов на паруснике[16]. Состоит из шлага и полуштыка[17]; согласно иному мнению, из трёх шлагов[18]. Особенностью задвижного штыка является сопротивление продольному скольжению при тяге за коренной конец троса вдоль опоры (когда тяга направлена в сторону шлага узла)[19][20][21][22], в случае, когда подразумевают тягу также и в противоположном направлении вдоль опоры, узел дополняют полуштыком, который завязывают ходовым концом троса вокруг коренного[23]. Изначально задвижной штык использовали для закрепления конца тонкого троса на конце толстого каната для удлинения, но позднее, благодаря схватывающему свойству узла, на флоте узел часто применяли для крепления (подъём реи вертикально, швартовка при приливах). Узел подходит для постоянного натяжения без рывков[24].

Авторство создания узла приписывал себе Magner, которое оспаривал Matthew Walker[25]. В 1841 году на английском флоте узел был переименован в Rolling Hitch («вращающийся узел»), ранее с 1794 года носил название Magnus Hitch. Прежде название Rolling Hitch носил узел, который именуют ныне Two Round Turns and Two Half Hitchesпростой штык с двумя шлагами»)[26]. Задвижной штык имеет второе название Mooring Hitch («причальный узел»), так как надёжно держит корабль за пал причала, несмотря на приливы[27].

Морской «задвижной штык» моряки завязывают концом тонкого троса на конце толстого каната для удлинения, и для тяги используют лишь один конец троса; арбористы завязывают узел Дистеля серединой отрезка репшнура, используя оба конца для тяги на основной верёвке (или концом самой же мягкой и толстой арбористской верёвки) для подъёма по верёвке на дерево; туристы завязывают палаточный узел ходовым концом паракорда на коренном конце, образуя регулируемую петлю для натяжения оттяжки тента.

Существуют несколько способов завязывания: вариант 1 — аккуратно завязанный узел, который используют для крепления к дереву[28]; вариант 2 — «мичманский», основан на Awning Knot с добавлением полуштыка, при сильной тяге превращается в вариант 1, используют для крепления к канату[29]; вариант 3 — ходовой конец троса направлен в сторону коренного, сохранил название Magnus Hitch, используют для крепления к ещё ненатянутому канату[30]: