Здание Петербургской портовой таможни


Здание Петербургской портовой таможни — памятник архитектуры. Расположен в Санкт-Петербурге, современный адрес дома — набережная Макарова, 4.

По изначальному плану Петра I именно здесь должна была располагаться главная площадь Петербурга, поэтому на участках селились знатные и богатые люди. В 1730-е годы таможенные службы переместились в этот район с Городского острова вслед за перемещением торгового порта. Службы были размещены в бывшем доме К. А. Нарышкина, но в начале XIX века здание перестало быть удобным для подобного использования[2].

В мае 1824 года была создана Комиссия по постройке новых таможенных зданий в Санкт-Петербурге и Кронштадте, возведение осуществлялось одновременно с постройкой северного и южного пакгаузов Биржи, обусловленного повреждением старых складов наводнением[3]. Проект здания создал И. Ф. Лукини, строивший пакгаузы; Николай I во время согласования проекта распорядился повысить башню и купол для размещения в них оптического телеграфа и наблюдения за прибывающими кораблями[2]. Вероятно, в разработке участвовал В. П. Стасов[1]. Надзор за строительством осуществлял Е. Ф. Канкрин[2]. Современное здание построено на месте особняка Лопухиных[4].

Здание по оси ансамбля стрелки расположено симметрично Кунсткамере, по силуэту перекликается с ним. Дом в плане прямоугольный, обращён фасадом на Малую Неву, увенчан куполом на высоком барабане. Первый этаж рустован, истолкован как цокольный, на его выступе в центре стоит восьмиколонный ионический портик. На фронтоне здания стоят медные статуи Меркурия, Нептуна (с веслом вместо обычного трезубца[4]) и Цереры[1], изготовленные на Александровском заводе[2] неизвестным скульптором[4], также на фронтоне были установлены часы[2]. Из лепнины на здании использованы только торговые и морские эмблемы на тимпане фронтона[5].

Здание было заложено 30 августа 1829 года, строительство завершилось 8 сентября 1832 года; в знак окончания на флагштоке был поднят флаг[2].

В главном зале здания стоят две пары колонн ионического ордера из жёлтого искусственного мрамора, центральная часть перекрыта крестовым сводом, расписанными растительными орнаментами с женскими и детскими фигурами, её стены завершает карниз с модульонами и розеттами. Аналогичная роспись сохранилась в соседнем зале, у которого коробовый свод[1].